Окно закрывается: как Китай строит транспортные коридоры в обход России

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
7.776
Репутация
7.634
Реакции
21.276
USD
0
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
1762498370709.png
Строительство ключевого участка железной дороги Китай — Киргизия — Узбекистан. Джалал-Абад, Киргизия

В декабре 2024-го началось официальное строительство железной дороги Китай — Киргизия — Узбекистан. Стоимость проекта оценивается в $8 млрд, а ежегодный объем грузоперевозок может достичь 15 млн т. В Китае рассчитывают запустить движение на отдельных участках уже в конце 2025 года. О том, как России не проиграть Китаю в логистической конкуренции за Центральную Азию, рассказывает основатель инвестфонда Central Asia Capital Антон Собин

Санкционное давление на Россию после 2022 года привело к перетоку грузов и поиску транспортных коридоров, которые не зависят от российской инфраструктуры. При этом морским маршрутам в Красном море, , в Тайваньском проливе подталкивают бизнес к поиску сухопутных альтернатив.

Китайская инициатива «Пояс и путь» появилась еще в сентябре 2013 года благодаря председателю КНР Си Цзиньпину. Он предложил объединить сухопутный и морской торговые пути для быстрой доставки товаров в страны Юго-Восточной Азии, Африку, на Ближний Восток и в Европу. Проект рассчитан на 30 лет, в течение которых должно быть проложено несколько новых экономических коридоров, в том числе Китай — Монголия — Россия, Китай — Пакистан, Китай — Индия и Китай — Юго-Восточная Азия. За 10 лет на проработку более чем 3000 предложений в рамках инициативы удалось привлечь свыше $1 трлн. И сейчас Пекин перешел от деклараций к реализации конкретных проектов, где счет идет на годы, а не на десятилетия.

В объезд​

Китай стремится сократить время и стоимость доставки товаров в Европу — путь через Киргизию и Узбекистан примерно на 900 км короче маршрута через Казахстан и Россию. При этом Киргизия получает шанс превратиться из тупикового в транзитное государство, привлечь многомиллиардные инвестиции и создать рабочие места. Узбекистан тоже давно прямого выхода к китайским и европейским рынкам, чтобы меньше зависеть от Казахстана и России.


С учетом масштаба и сложности проекта в 2025 году возможен запуск отдельных участков железной дороги, но в полном объеме она заработает ближе к 2028–2030 годам. Для запуска важно, чтобы маршрут хотя бы частично был готов к коммерческой эксплуатации, а это не так просто. Большая часть дороги через горные территории Киргизии и имеет большое число тоннелей и мостов — сложных инженерных объектов. Нужно время и на согласование экологических, юридических и земельных вопросов, которые координируются разными министерствами трех стран.

В любом случае, после ввода в эксплуатацию железная дорога фактически станет одним из ключевых звеньев «Нового шелкового пути», который минует российскую территорию. Для России это означает еще один шаг на пути к потере влияния в Центральной Азии. Для самих государств региона — усиление экономической и политической зависимости от Пекина.

Риски для России:
  • Потеря транзитных доходов: меньше грузов пойдет через Транссиб, порты Дальнего Востока, российско-казахстанские транспортные узлы.
  • Ослабление позиций в рамках ЕАЭС: члены союза будут активнее ориентироваться на китайские маршруты, снижая значение общего таможенного пространства.
  • Сокращение возможностей использования транзита в политике Москвы как инструмента переговоров и поддержки своего влияния в регионе.
  • Рост зависимости от китайских решений — от тарифов до режимов пересечения границ.
  • Россия может оказаться на периферии новых торговых маршрутов, что мешает реализовать ее амбиции быть ключевым посредником между Европой и Азией.
Риски для стран Центральной Азии:

  • Тарифная зависимость: при отсутствии конкуренции Пекин может диктовать цены на перевозку и условия обслуживания.
  • Кредитная нагрузка: крупные китайские займы под строительство инфраструктуры могут увеличить долг и ограничить финансовый суверенитет.
  • Потеря контроля: построенные на кредиты объекты могут перейти под контроль китайских компаний при финансовых трудностях. И чем больше ключевых транспортных артерий принадлежит Китаю, тем труднее странам региона проводить самостоятельную политику.
Если Китай с помощью подобных проектов закрепит монополию на транзит в Центральной Азии, Россия может из-за снижения грузопотоков на Транссибирской магистрали и БАМе потерять часть транзитных доходов, до $1,5–2 млрд в год.

Снижение транзитных перевозок может по цепочке привести к падению заказов вагонного парка и локомотивов и потенциально затронуть до 50 000 рабочих мест в смежных отраслях. Сжатие валютной выручки от транзитных услуг в наиболее стрессовом сценарии, по нашим оценкам, грозит ростом курса доллара на один-два рубля, а удорожание импорта из Китая и Юго-Восточной Азии из-за потери внутрироссийского транзита и роста тарифов на альтернативных маршрутах способно вызвать рост годовой инфляции на 0,3–0,5%.

Снижение объемов перевозок особенно ударит по восточным регионам — Приморью, Забайкалью, Якутии, Хабаровскому краю, где транзит обеспечивает до 15–20% доходов транспортного сектора. Падение заказов в вагоноремонтных депо, портах, логистических компаниях может увеличить региональную безработицу на 1–1,5 п. п.

Масштабы конкуренции​

Китай целенаправленно строит «южные» обходные магистрали. Железнодорожная магистраль Китай — Киргизия — Узбекистан (ККУ) как более быстрый и дешевый путь, альтернативный направлению через Казахстан и Россию. Это не дополнение, а замена части «северного» потока.

Но это не единственный проект. Параллельно наращивается пропускная способность Транскаспийского коридора, который в Китае называют «Срединным коридором». Фактические объемы транзита : в 2023 году — около 2 млн т (+88% год к году), в 2024-м — уже . Страны Южного Кавказа и Казахстан подтверждают скачок перевозок по этому плечу. Это означает перераспределение грузов с северного маршрута, через Россию, на юг.

Участки «южного» пути последовательно усиливаются под Китай. Железнодорожная линия Баку — Тбилиси — Карс открылась после модернизации в мае 2024-го и наращивает мощность. Власти о задаче довести ее до 17 млн т в год к 2034-му — это уже сопоставимо с грузопотоком, который идет сейчас через Россию.

По срокам доставки «юг» перестает проигрывать «северу». Всемирный банк , что при надлежащих инвестициях «Срединный коридор» позволит сократить время транзита из Китая в Европу вдвое и утроить потоки грузов к 2030 году. Уже сейчас заявлены горизонты 14–18 дней для сквозного транзита; для сравнения, у северного железнодорожного маршрута — 12–18 дней. Это прямая конкуренция за одного и того же клиента.

Кризис в Красном море в 2024-м обеспечил некоторый рост спроса на маршруты через Россию, но одновременно усилились связанные с санкциями риски досмотров и запретов по чувствительным товарам, что заставляет экспедиторов искать альтернативы. Это — классическая конкуренция рисков и стоимости.

Китай «забивает гвозди» на стыках, создавая хабы и погранпереходы в сторону «Срединного коридора». Рекордные перевозок через Хоргос на границе с Казахстаном и планомерное расширение мощностей на казахстанско-каспийском направлении — это инфраструктурная фиксация обходного вектора.

Россия признает гонку и встречными коридорами, такими как «Север — Юг», с упором на участок Решт — Астара и каспийскую связку — это попытка перехватить часть грузов из Китая на Ближний Восток и в Индию. Это не про слияние с китайским южным маршрутом, а про борьбу за поток на соседних рынках.


Какие альтернативные транспортные коридоры может предложить Россия​


КоридорПреимуществаНедостатки
Северный (через Россию)Очень быстрый железнодорожный транзит: Китай → Европа ≈ 12-18 дней.Возможны задержки на границах, санкционные риски, требования по сертификации, смене подвижного состава, высокие тарифы в некоторых сегментах.
Транскаспийский международный транспортный маршрутВремя доставки: 13-21 день до Европы. Сильно выигрывает по времени в случаях, когда морские маршруты огибают Африку или есть задержки при прохождении Суэцкого канала.Стоимость выше за счет паромных переправ через Каспий, мультимодальных переправ, логистических пересадок. Пропускная способность пока ограничена, инфраструктура в некоторых портах слабая, есть задержки из-за ожидания переправ и стыковок.
Транспортный коридор «Север — Юг»Потенциал для выхода к рынкам Южной Азии и Ближнего Востока, возможность сократить маршрут, комбинируя морские и железнодорожные перевозки. В некоторых сценариях может конкурировать по времени, особенно на южном направлении.Инфраструктура южной части коридора менее развита, много пересечений границ, различия в стандартах, возможны длинные стоянки, сложности на таможне.
Железная дорога Баку — Тбилиси — КарсОдин из уже работающих маршрутов. Груз из Китая в Турцию в некоторых случаях приходит быстрее, чем через традиционные морские пути.Целый ряд ограничений, например, по ширине вагона. Не всегда конкурентоспособен по цене для тяжелых или объемных грузов

Как сохранить баланс интересов​

У России есть ряд рычагов для того, чтобы сохранить устойчивость своей транспортной системы в условиях экспансии с Востока:

  • Свести к минимуму «трение» на пути груза: ввести единые электронные документы и зеленый коридор на погранпереходах, гарантированные слоты под контейнерные поезда, прозрачные и стабильные тарифы на 12–18 месяцев. Для клиента время и предсказуемость важнее цен.
  • Синхронизировать тарифную политику в ЕАЭС. Россия, Казахстан, Киргизия и Узбекистан могут в двустороннем формате договариваться о пакетных тарифах «от станции до станции» без каскада наценок. Это убирает стимул уходить на южные маршруты ради простоты расчета.
  • Инвестировать точечно, а не ковровым методом. Несколько узких мест сейчас создают 80% задержек — погранпереходы (например, Забайкальск/Маньчжурия, Наушки/Сухэ-Батор), припортовая логистика Дальнего Востока, контейнерные терминалы на стыках «железная дорога — море». Эффективная модернизация позволила бы сократить транзит на сутки или даже двое.
  • Создать совместные с регионами хабы добавленной стоимости. Не только возить контейнер, а переупаковывать, собирать, маркировать, сертифицировать. Это удерживает груз в российском периметре и дает заработок помимо доходов от транзита.
  • Предложить альтернативное финансирование. Когда Китай приходит с длинными деньгами, конкурировать можно совместными фондами, например Россия плюс Киргизия/Узбекистан для инвестиций в инфраструктуру на условиях более мягких договорных обязательств.
  • Закрепить «страховые» ответвления маршрутов. Усилить морские связки через Каспийское море — это даст странам региона возможность не запираться на один коридор и привыкать к мультимаршрутной логистике.
  • Создать программу долгих стипендий для логистических специальностей, обмениваться диспетчерами или таможенниками, открывать совместные учебные центры. В логистике человеческий фактор решает почти все: когда есть свои люди по обе стороны границы, узкие места исчезают быстрее.
  • Создать регуляторную комплаенс-подушку. Предложить компаниям региона готовые комплаенс-решения для экспортного контроля и санкционных рисков. Это снизит их регуляторные риски при работе через Россию.
Когда у одного и того же груза из Китая в Европу или на Ближний Восток есть два сопоставимых по срокам и стоимости маршрута — через Россию и через Центральную Азию — Каспий — Турцию/Иран, а стороны параллельно увеличивают мощности и добиваются тарифных преференций именно под свой коридор — это не кооперация с разделением ролей, а конкуренция за транзит, тариф и влияние. Временные всплески трафика через Россию на фоне морских сбоев не отменяют стратегического тренда Пекина — диверсифицировать маршруты и снижать зависимость от России, что закрепляется стройкой ККУ и прокачкой «Срединного коридора».

 
  • Теги
    дорога перевозки
  • Назад
    Сверху Снизу