Новости Власти планируют создать в России базу голосов телефонных мошенников

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Ветеран пробива
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.978
Репутация
63.890
Реакции
279.681
RUB
0
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры) России планирует сформировать базу биометрии телефонных мошенников. Образцы биометрии злоумышленников будут передаваться в Министерство внутренних дел (МВД) только в том случае, если абонент напишет заявление о преступлении, а у оператора будет запись разговора с мошенником. Но пока юридические механизмы для такой базы не проработаны.

Биометрия телефонных мошенников​


Миницифры России планирует создать базу биометрических образцов (образцов голосов) телефонных мошенников для борьбы с киберпреступниками, об этом заявил глава ведомства Максут Шадаев.

Со слов Шадаева, сейчас обсуждается большой пакет мер по антифроду. Среди этих мер, например, обсуждается, что мы должны в любом случае формировать базу биометрических образцов мошенников. Голосовая биометрия - это способ аутентификации личности через использование голоса как уникальной биологической характеристики.

Для проверки личности зарегистрированного человека биометрическая система распознавания голоса захватывает новый образец речи, создает из него шаблон и сравнивает его с шаблоном регистрации. Сильное совпадение между шаблонами указывает на то, что один и тот же человек произнес оба образца, тем самым подтверждая личность человека.

Кроме того, Минцифры России хочет закрепить законодательно возможность для операторов связи использовать технологии искусственного интеллекта (ИИ) для выявления попыток телефонного мошенничества.

В сентябре 2024 г. российские операторы связи начали внедрять решения для защиты абонентов от повторных мошеннических вызовов, также операторы связи в России запустили ИТ-системы выявления и блокировки мошеннических звонков в мессенджерах. Со слов разработчиков ИТ-систем, после того как нейронная сеть определит вызов, который дошел до абонента, как мошеннический, ему не будут поступать звонки с неизвестных номеров в течение определенного времени. Звонки на период блокировки не будут поступать и в мессенджерах, исходящие звонки там также не будут доступны. В то же время абонент будет получать «характерные ему» входящие звонки и сможет совершать исходящие звонки по мобильной связи.

Телефонные мошенники чаще всего представляются работниками банка и госструктур либо операторами связи, об этом сообщили месяц назад в Telegram-канале Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России.

По информации МВД, аферисты подобных схем пытаются выманить секретный SMS-код для подтверждения действий в интернете, установить вредоносную программу на смартфон или заставить перейти своих жертв по фишинговой ссылке. После получения доступа в личный кабинет мошенники могут оформить кредит или вывести деньги с карт и счетов, заключили в ведомстве.

В 2023 г. удалось предотвратить хищение мошенниками с помощью информационно-телекоммуникационных сетей порядка 6 трлн руб., сообщил генеральный прокурор Игорь Краснов. За прошлый год ведомства отразили 34 млн попыток совершения операций без добровольного согласия клиента, а также заблокировали свыше 620 млн нежелательных звонков. При этом раскрываемость преступлений в сфере ИКТ-преступлений остается одной из самых низких: на протяжении последних лет она не превышает 27%. За прошедший период 2024 г. она составила 25,9%.









 

«Коммерсантъ» узнал об идее Минцифры собирать векторы голосов мошенников​


Минцифры начало проработку дополнительных мер по борьбе с кибермошенниками, включая сбор и хранение векторов голосов мошенников на единой антифрод-платформе, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на документ. По словам источника газеты, ИИ-системы операторов будут анализировать вызовы по ключевым словам, сверять голос звонящего с векторами из базы и предупреждать абонента о том, что он разговаривает с мошенником. Эксперты предупреждают, что в случае утечки злоумышленники могут получить инструмент для массовой генерации аудиодипфейков

Минцифры прорабатывает дополнительные меры по борьбе с кибермошенниками, включая сбор и хранение векторов голосов мошенников на единой антифрод-платформе, «Коммерсантъ» со ссылкой на подготовленный в правительстве пакет антимошеннических поправок. При этом согласие лиц, совершивших мошенничество с использованием сети связи на сбор биометрических данных не требуется, указывается в документе.
Кроме того, органы государственной и муниципальной власти, Центробанк, операторы связи, провайдеры хостинга, соцсети, маркетплейсы и граждане смогут направлять сведения о правонарушениях на единую платформу, пишет издание. Этими данными смогут пользоваться силовые органы, федеральные органы власти, ЦБ и другие организации, отмечается в документе.

По словам источника «Коммерсанта», знакомого с ходом разработки инициативы, ИИ-системы операторов при подключении абонентами дополнительных сервисов будут анализировать вызовы по ключевым словам и сверять голос звонящего с векторами из базы. Он пояснил, что в случае выявления ключевого слова или совпадения по голосу система будет предупреждать абонента, что он разговаривает со злоумышленником.

В Минцифры заявили, что это не финальная версия документа, о деталях говорить преждевременно, пишет «Коммерсантъ». При этом ведомство отметило, что ведение базы всех номеров мошенников и формирование базы векторов их голосов обсуждается. По мнению министерства, использование этих баз позволит выявлять мошенников с помощью ИИ. Там подчеркнули, что инициатива затронет только мошенников.

В «Вымпелкоме» газете сообщили, что анализ векторов голоса является «непростым техническим решением». В T2 отметили, что технически операторы могут реализовать такие системы. В МегаФоне заявили, что сейчас для выявления звонков мошенников в основном применяются системы, основанные на анализе статистических данных. Там добавили, что сплошной онлайн-анализ всех телефонных вызовов потребует от операторов масштабных вложений в вычислительную инфраструктуру. В МТС отказались от комментариев «Коммерсанту».

По словам источника газеты на рынке ИИ, векторы голосов нельзя привязать к конкретному человеку. При этом руководитель R&D-лаборатории ГК «Солар» Максим Бузинов считает, что с помощью ИИ можно распознать голосовые данные и лица с точностью до 80%. Он предупредил, что в случае утечки злоумышленники смогут получить инструмент для массовой генерации аудиодипфеков. В «Информзащите» добавили, что современные технологии деанонимизации позволяют восстановить принадлежность биометрических данных конкретному лицу даже при их обезличивании с высокой вероятностью.

Директор юридической группы «Яковлев и партнеры» Мария Яковлева сообщила изданию, что мера требует обоснования с точки зрения Конституции и правоприменительной практики. По ее словам, нужно учитывать презумпцию невиновности — человек признается преступником только после вступления приговора в силу. В то же время адвокат юрфирмы «Томашевская и партнеры» Владислав Губко отметил, что биометрические персональные данные гражданина могут обрабатываться без согласия на стадии доследственной проверки.

Ранее, 13 января, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко сообщила, что сенаторы подготовили пакет законодательных инициатив, призванных защитить российских граждан от финансового мошенничества. По заместителя председателя правления Сбербанка Станислава Кузнецова, в 2024 году кибермошенники похитили у россиян от 250 до 300 млрд рублей. По МВД, одна из самых больших сумм, переведенных на счета мошенников в 2024 году одним человеком, достигла 180 млн рублей.

 
Назад
Сверху Снизу