Сотрудник в штате, ИП или самозанятый: кто выгоднее для бизнеса

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
37.508
Репутация
13.595
Реакции
67.977
USD
0
В последние годы бизнес активно пересматривает кадровую политику.

Если раньше выбор был очевиден – штат сотрудников, то теперь распространены и другие варианты взаимодействия с нужными специалистами, в частности, работа с ИП и самозанятыми. Каждый формат может быть привлекателен для бизнеса, но при этом нести либо дополнительные расходы, либо юридические риски.

Эксперты рассказывают об экономике каждого варианта и о том, что выбрать в зависимости от задач бизнеса.

thumb


Штатные сотрудники

Главное преимущество постоянных сотрудников в штате – их глубокое погружение в процессы и вовлеченность в корпоративную культуру. Они лучше понимают стратегические цели компании, быстрее адаптируются к внутренним правилам и способны работать над долгосрочными проектами. Они знают «внутреннюю кухню», поэтому им не приходится каждый раз объяснять, что нужно делать.

Штатный сотрудник при необходимости может выйти поработать в выходной – не только ради дополнительной оплаты, а, например, чтобы подменить коллегу. Если привлекать подрядчика, то это всегда дополнительные расходы. Кроме того, именно из штатных сотрудников можно выращивать управленцев: пройдя путь от специалиста до руководителя, человек сможет эффективнее руководить бизнес-процессами.

Для ключевых ролей, где важны стабильность и командная работа, это почти безальтернативный вариант. Но за стабильность приходится платить. НДФЛ в размере 13–15% оплачивает сам сотрудник – налог вычитается из оклада. К выплатам всегда прибавляются страховые взносы (30% от фонда оплаты труда), расходы на организацию рабочего места (мебель, компьютер и т.д.), затраты на лицензионное ПО, связь и интернет.

Даже если сотрудник временно не работает, ему оплачивают отпускные и больничные. Чтобы удерживать ценные кадры, работодатели предлагают социальный пакет, в который могут входить полис ДМС, предоставление корпоративного питания (бесплатно или с большой скидкой), организация развозки или компенсация расходов на транспорт, оплата спорта, отдыха детей.

Чтобы сотрудники были в русле современных трендов, необходимо их регулярное обучение, а в некоторых профессиях повышение квалификации предусмотрено профстандартами. В итоге набегает немаленькая сумма. И это мы еще не упомянули тимбилдинги, праздники, бонусные программы, корпоративные подарки – все, что помогает удерживать сотрудников, но требует бюджета.

Пример расчета, во сколько минимально бизнесу обходится штатный сотрудник:

оклад 100 000 рублей + налоги и взносы 30% = итого расходы 130 000 рублей.


С юридической точки зрения риски работы с штатными сотрудниками невелики, если компания соблюдает Трудовой кодекс. Основные претензии проверяющих возникают при задержках зарплаты, неправильном учете рабочего времени или нарушениях норм охраны труда. Кроме того, если с сотрудником заключен бессрочный трудовой договор, то его увольнение – процесс сложный. Работодатель должен обосновать причину (или договориться с сотрудником), соблюсти все процедурные сроки, иначе есть риск восстановления сотрудника через суд и выплаты компенсаций.

Индивидуальные предприниматели

Сотрудничество с ИП удобно, если речь идет о долгосрочных или крупных проектах, требующих серьезной ответственности и фиксированного результата. Если понятно, что работа рассчитана на месяцы или даже годы, удобнее заключить договор с ИП один раз, чем раз за разом нанимать самозанятых. Среди наиболее распространенных видов услуг, которые оказывают ИП юрлицам: ведение бухгалтерии или налогового учета, юридическое сопровождение, постоянная поддержка IT-инфраструктуры или администрирование систем, а также маркетинговое сопровождение (SEO, SMM, PR).

Важна и цена вопроса. У самозанятых есть ограничение по доходу – 2,4 млн рублей в год, у ИП такого лимита нет, поэтому если речь идет о крупных заказах, то бизнесу удобнее работать с ними. Например, если это строительство или ремонт офисов, создание дорогих сайтов «под ключ» в бюджете 1–2 млн рублей или долгосрочный консалтинговый проект.

Стоит учитывать, что некоторые виды деятельности для самозанятых в принципе недоступны. Например, медицинские услуги, торговля алкоголем, пассажирские перевозки, все, что требует лицензий или особенных разрешений. В таких случаях работать можно только с ИП или с юрлицом.

Также взаимодействие с ИП удобно, когда часть функций, не связанных с основной деятельностью компании, хочется вынести за пределы бизнеса. Как правило, это бухгалтерия, подбор персонала, PR.

Согласно статье 24 Гражданского кодекса РФ, индивидуальный предприниматель несет ответственность перед заказчиком всем своим имуществом. И в случае невыполнения обязательств можно потребовать возмещения и с большей вероятностью получить его.

Преимущества для бизнеса в работе с ИП заключаются в том, что если штатный сотрудник требует всего перечисленного выше (отпускные, больничные, рабочее место и 30% страховых взносов сверх оклада), то ИП получает сумму по договору, с которой сам платит налоги (обычно это 6% по УСН + фиксированные взносы). При этом не требуется вести сложную бухгалтерию, табели, трудовые книжки – достаточно гражданско-правового договора и подписанных актов выполненных работ.

Кроме того, с ИП проще прекратить сотрудничество, если потребность в его услугах отпала. Расстаться со штатным сотрудником это гораздо сложнее.

Пример расчета, во сколько бизнесу обходится сотрудничество с ИП:
  • Компания заключает с ИП договор на 120 000 рублей и не несет дополнительных расходов в виде налогов, больничных, отпускных.
  • ИП получает «чистыми» после уплаты налогов и соцвзносов около 107 000 рублей.
Но у сотрудничества с ИП есть свои нюансы. Не все специалисты готовы ради одного заказа от компании регистрировать ИП. Кроме того, ИП может быть менее гибким в срочных мелких задачах, чем самозанятый исполнитель.

Юридические риски заключаются в том, что при злоупотреблении сотрудничеством с ИП возможна переквалификация договора в трудовой. Если налоговая посчитает, что через ИП фактически оформляют постоянных сотрудников, придется доплачивать страховые взносы и налоги, а также платить пени и штрафы.

Самозанятые исполнители

Сотрудничество с самозанятыми – это достаточно простой способ привлечь исполнителей на краткосрочные и проектные задачи, будь то дизайн (баннеры, логотипы, презентации), копирайтинг, редактура, переводы, фото- и видеосъемка. Компаниям для таких разовых задач не нужно держать специалистов в штате, проще привлечь самозанятого. Этот формат сотрудничества удобен также для курьерской доставки, ремонта и настройки техники, уборки помещений, мелкого ремонта в офисе. То есть для небольших и конкретных задач, когда можно заплатить за полученный результат.

Также часто компании привлекают самозанятых для образовательных и консультационных услуг: проведения бизнес-тренингов и мастер-классов, психологических консультаций, обучения иностранным языкам или IT-навыкам. В таких случаях вызвать эксперта точечно и дешевле, и проще, чем оформить в штат.

Различные разовые маркетинговые мероприятия также можно проводить при участии самозанятых. Как и поручать им отдельные задачи в сфере IT. Самозанятых достаточно легко найти через различные сервисы: «Яндекс Услуги», Profi.ru, «Авито» и т.д.

Как и в случае с ИП, компания формально не платит налоги и взносы – это ответственность самозанятого. Но специалист, обозначая сумму контракта, несомненно, учитывает этот факт. Поэтому если исполнитель хочет получить 100 тысяч рублей «чистыми», то выставит цену примерно 106 500 рублей, чтобы не терять в доходе. Для компании это все равно будет дешевле, чем 130 000 рублей расходов на штатного сотрудника. То есть бизнес тратит согласованную сумму по договору, а реальный налоговый расход ложится на исполнителя.

Главный плюс – можно привлекать исполнителей по мере необходимости для разовых заказов и работ. Но есть ограничения – годовой доход самозанятого не может превышать 2,4 млн рублей, кроме того, не все виды деятельности можно вести в этом режиме.

Пример расчета, во сколько бизнесу обходится сотрудничество с самозанятым:
  • Стоимость услуги – 100 000 рублей;
  • Налоги и взносы платит самозанятый;
  • Дополнительные расходы – 6500 рублей на уплату налогов самозанятым;
  • Итого расходы – 106 500 рублей.
Юридический риск достаточно высок в том случае, если взаимодействие с самозанятыми похоже на трудовые отношения. Подозрения могут вызывать фиксированный график, подчинение внутренним правилам, одинаковые выплаты в одни и те же даты. Трудовая инспекция и ФНС могут признать это скрытыми трудовыми отношениями. Тогда компании грозят доначисления налогов и сборов, а также штрафы и пени. Общая сумма может составить 35–40%, причем за весь период сотрудничества с самозанятым.

Вместо резюме

  • Для краткосрочных и нерегулярных задач оптимально сотрудничать с самозанятыми. Этот вариант несет минимум бюрократии и затрат, но важно соблюдать законодательство, чтобы избежать переквалификации в трудовые отношения.
  • Для долгосрочных проектов с высокой нагрузкой целесообразно работать с ИП. Это позволяет закрепить исполнителя на проекте, не платить при этом страховые взносы и налоги, но не быть ограниченным в сумме выплат конкретному человеку.
  • Для стратегических задач и постоянной работы по ключевым направлениям нужны штатные сотрудники. Компания таким образом получает стабильность и предсказуемость в работе.
В то же время никто не заставляет компании ограничиваться одним видом сотрудничества с кадрами. Сегодня многие работодатели в основном используют гибридный подход, нанимая и штатных сотрудников, и привлекая ИП и самозанятых для отдельных проектов. Это позволяет сэкономить до 25–30% фонда оплаты труда без потери качества. Но экономить нужно грамотно, чтобы не получить от ФНС крупные доначисления и штрафы.


Источник
 
  • Теги
    ип самозанятый
  • Назад
    Сверху Снизу