Дебиторская задолженность — больная тема для бизнеса даже в устойчивой экономической ситуации. Во время нестабильности долговые обязательства и вовсе постоянно грозят обернуться катастрофой. Мы узнали у бизнес-консультанта и эксперта по постановке и внедрению управленческого учёта, как снизить дебиторскую задолженность покупателей.
 
  
		
		
	
	
		
	   
Автор: Ирина Кокшарова.
Проблем с дебиторской задолженностью нет только у компаний, занимающихся розничной торговлей. У них нет перерыва между продажей и поступлением денег — процессы совпадают по времени.
В любых других случаях продажи можно разделить на три стадии:
Необходимые данные и группировки в строках:
		
	Такой реестр можно выводить автоматически из учётной системы с установленной периодичностью — например, получать данные из 1С раз в месяц или неделю.
		
	Разделить на две группы нужно и проблемную ДЗ.
		
	
		
	
Списание безнадёжной дебиторской задолженности может выглядеть так.
		
	
		
	
				
			
	Автор: Ирина Кокшарова.
Что такое дебиторская задолженность
Дебиторская задолженность — это деньги, которые бизнес должен получить от других компаний и физлиц. Проблема с дебиторкой актуальна практически для любого бизнеса и особенно для организаций, работающих с отсроченными платежами и на условиях постоплаты.Проблем с дебиторской задолженностью нет только у компаний, занимающихся розничной торговлей. У них нет перерыва между продажей и поступлением денег — процессы совпадают по времени.
В любых других случаях продажи можно разделить на три стадии:
- заключение сделки;
 - реализация товара или услуги;
 - получение оплаты.
 
Какой может быть оплата
Оплата может происходить в несколько этапов: частичная предоплата, оплата по графику, постоплата. При наличии постоплаты или оплаты по графику процессом нужно внимательно управлять. Если не вести учёт и не контролировать дебиторскую задолженность, неизбежно появятся просрочки платежей, дебиторская задолженность будет накапливаться, а также появится риск кассовых разрывов.Как разобраться с дебиторской задолженностью
Для решения проблемы необходимо установить чёткие правила и регламенты работы с дебиторской задолженностью. Чтобы дебиторка стала меньше, достаточно следовать чек-листу из 7 этапов.- Формирование реестра дебиторской задолженности (ДЗ).
 - Классификация задолженности по срокам, классификация просроченной и проблемной ДЗ.
 - Установка ответственности за сбор и работу с ДЗ.
 - Разработка порядка и регламента работы ДЗ для каждой группы ответственных.
 - Создание критериев для отнесения ДЗ к безнадежной и подготовка правил и порядка для списания такой задолженности.
 - Разработка шаблонов звонков, писем, претензий для отправки клиентам.
 - Разработка показателей KPI для сбора ДЗ.
 
1. Сформировать реестр ДЗ
Очевидный пункт, однако не все компании проводят эту работу. Бизнесу необходимо собрать всю информацию по дебиторской задолженности в единую таблицу.Необходимые данные и группировки в строках:
- по менеджерам;
 - по клиентам — с телефонами и адресами электронной почты;
 - по договорам;
 
- плановый срок погашения;
 - сумма задолженности.
 
	2. Классифицировать дебиторскую задолженность
Дебиторку нужно разделить на 5 групп.- Будущая ДЗ — срок оплаты по ней наступит в будущих периодах.
 - Текущая ДЗ — срок оплаты наступает в текущем периоде.
 - Просроченная ДЗ — срок оплаты вышел в прошлых периодах, однако деньги не поступили или пришли не полностью.
 - Проблемная ДЗ — задолженность, по которой сложно взыскать деньги.
 - Безнадёжная ДЗ — задолженность, по которой истёк установленный срок давности или которую признали безнадёжной из-за невозможности её потребовать.
 
	
	3. Установить ответственных за сбор и работу с задолженностью
За каждую строку дебиторской задолженности должны отвечать конкретные сотрудники.- За текущую дебиторку — ответственные менеджеры отдела продаж, каждый по своей группе.
 - За общую сумму дебиторки — руководитель отдела продаж или коммерческий директор.
 - За проблемную к взысканию — специалист юридического отдела.
 - За задолженность к списанию — бухгалтер.
 
4. Разработать порядок и регламент работы с ДЗ для ответственных
Для каждого ответственного необходимо определить порядок, что нужно делать и в какие сроки. Например, порядок действий по сбору текущей дебиторской задолженности может выглядеть следующим образом.
	5. Установить критерии для отнесения ДЗ к безнадёжной и установить порядок её списания
Чтобы дебиторка была признана безнадёжной, необходимо описать критерии для принятия такого решения. Это ответственная часть, поскольку списанная дебиторская задолженность — прямые убытки компании. Такие ситуации должны быть исключительными в компании.Списание безнадёжной дебиторской задолженности может выглядеть так.
	6. Разработать шаблоны звонков, писем, претензий для отправки клиентам
При сборе оплаты с клиентов менеджер не должен думать, что сказать или какое письмо написать. Все скрипты звонков и шаблоны писем желательно нужно разработать и по возможности автоматизировать. Тогда работу по сбору денег нужно будет только контролировать.7. Разработать показатели KPI для сбора задолженности
Завершает регламент сбора дебиторки система мотивации (KPI). У ответственных сотрудников должен быть показатель в переменной части зарплаты или установленный процент от сбора дебиторской задолженности. Это можно указать так.
	И это всё?
Все самые эффективные вещи выглядят достаточно скучно. Здесь нет волшебных инструментов, но есть регламенты и порядок, обязательные для всех ответственных сотрудников. Такой порядок гарантированно приведет к быстрому снижению сумм дебиторской задолженности и сделает процесс полностью управляемым.
	 Для просмотра ссылки необходимо нажать
		Вход или Регистрация




		
			



