Статья Пошлина на справедливость: стоило ли повышать судебные издержки граждан

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
7.647
Репутация
7.534
Реакции
21.177
USD
0
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
1759132555261.png

Прошел год с момента резкого повышения в России пошлин на обращения в суд. Управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Тахмина Арабова оценивает первые итоги реформы с точки зрения заявленных разработчиками целей — снизить нагрузку на судебную систему и повысить качество правосудия для граждан

9 сентября 2024 года в силу поправки, кратно увеличившие для российских граждан стоимость обращения в суд — как за подачу иска, так и за обжалование судебных актов. Размер сборов вырос в десятки раз. Обращение в Верховный суд, например, стало обходиться в 30 раз дороже. Проведенный нами анализ судебной статистики за 2024 год позволяет судить о первых результатах действия новых правил.

Защита системы​

Цель реформы, как заявляли ее авторы, выглядела благородно: разгрузка судов — что якобы должно положительно повлиять на качество правосудия.
Сразу стоит отметить, что само утверждение о перегруженности судов весьма спорно. Во всяком случае, в отношении арбитражного судопроизводства. Если не говорить о Москве и нескольких крупнейших городах, а оценивать ситуацию в целом по стране, критической нагрузки на судей не наблюдается. Так, в 2024 году вся арбитражная система приняла чуть более 1,9 млн дел, из которых свыше 830 000 рассмотрены в порядке упрощенного и приказного производства, то есть без проведения заседаний. Даже из оставшегося миллиона только около 300 000 решений было обжаловано в апелляцию. Это говорит о том, что лишь эта часть споров была хоть сколько-то сложной и представляла интерес для сторон. Практикующие юристы знают: если вердикт даже не обжалован, процесс, как правило, либо технический, либо бесспорный. С учетом того, что в России около 3000 арбитражных судей, средняя нагрузка не выглядит чрезмерной — порядка 100 исков в год.

Заградительный размер пошлины на входе в суд, очевидно, становится препятствием для доступа к правосудию. Разумеется, любой истец должен подумать, прежде чем обратиться в суд. Но если цель реформы — защита системы от сутяжников, то можно было эффективнее использовать существующий механизм взыскания судебных расходов по итогам процесса. В 2024 году заявления о расходах были поданы лишь в 82 000 дел — это менее 5% случаев. Этот инструмент применяется судами уже после рассмотрения дела, исходя из результата, действий и процессуального поведения сторон, а не заранее, как госпошлина. Следовательно, он не препятствует доступу к правосудию.

Авторы реформы уверяли, что проблему компенсируют институты отсрочки, рассрочки и освобождения от уплаты взносов. Однако статистика показывает: количество удовлетворенных ходатайств о применении этих процедур существенно не изменилось и остается низким. Это объяснимо — такие решения не могут быть автоматическими или чрезмерно упрощенными. Более того, суды теперь тратят гораздо больше времени на изучение экономических и технических вопросов: проверяют материальное положение истца, его документы, прямые и косвенные доказательства. Это противоречит идее разгрузки Фемиды. В более богатых регионах отсрочки предоставляют чаще, но даже там их в основном получают не простые граждане, а арбитражные управляющие в делах о банкротстве.

Судебный чек​

Удалось ли разгрузить судебную систему? Официальные данные показывают: общее количество дел существенно не изменилось, за исключением Верховного суда, где число жалоб уменьшилось почти вдвое. Заявлений в обычные проверочные инстанции стало меньше примерно на 10%. Эти цифры не полностью показательны: реформа началась только в сентябре, а статистика годовая. Сравнивая 2023 и 2024 годы, нужно помнить, что в последнем учтены лишь четыре месяца действия новых правил.

Рост поступлений в бюджет от госпошлин заметен: суммарно за 2023–2024 годы прирост составил 33,4%. При этом пошлины по-прежнему составляют лишь около 5% от общих бюджетных расходов на судебную систему, 300 млрд рублей в год.

Вырос и «средний чек» по госпошлине, то есть общая сумма поступлений, поделенная на число исполнительных документов:


  • 2022 год ≈ 58 800 рублей
  • 2023 год ≈ 61 500 рублей
  • 2024 год ≈ 99 300 рублей
Судя по доступной информации, даже на уровне Верховного суда (где проще всего отслеживать изменения, ведь туда попадают наиболее значимые дела) нет признаков существенного улучшения ни качества рассмотрения дел, ни текстов судебных определений, ни системы отбора жалоб — менее 2% от них принимаются к рассмотрению. А отказные определения стали еще более лапидарными.

Инерция системы очень велика, и едва ли ее можно преодолеть лишь сокращением нагрузки. Более того, снижение количества судебных актов может привести к снижению качества анализа судебной практики: как известно, меч в ножнах истлевает. Чем меньше эмпирическая база, тем меньше поводов задуматься о существующих правовых проблемах. В итоге страдает и «интеллектуальная форма» судей.

 
  • Теги
    госпошлина суд
  • Назад
    Сверху Снизу