Почему сегодня туризм на Чукотке - дело бесперспективное

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Ветеран пробива
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.958
Репутация
63.890
Реакции
279.656
RUB
0




В очередной раз в новостной ленте вижу заявления разных должностных лиц о том,что "на Чукотке мы будем развивать туризм".
Я как человек, давно интересующийся жизнью в этом отдаленном регионе(и 3 года как проживающий тут лично) и ещё не забывший свои "материковские" туристические предпочтения , могу с уверенностью сказать, что массовый туризм,в понимании обывателя и властей, тут просто обречён на провал. И вот почему:








Оставим вечную демагогию про внутренний туризм. Представим, что условные цена-качество на курортах российского юга примерно равны турецким, а в городах средней полосы, юга Сибири и Дальнего Востока РФ - хотя бы как в Беларуси. Эдакая туристическая утопия уровня /b/.
Что же Чукотка? А вот что.



1. Дорог с "материка" нет и не предвидится. А если предвидится ,то это будет аналог трассы "Колыма" или Dalton Highway на Аляске - т.е. просто хороший проселок. Твердое покрытие из-за вечной мерзлоты тут можно обеспечить только на улицах городов бетонируя все и вся.
Нет дорог = дорогие продукты и вообще конский ценник на все.








Трасса Dalton Highway - единственная дорога на северное побережье через весь штат.








Трасса Колыма из Якутска в Магадан.








Многим нравится сравнивать Чукотку и арктические территории других стран. Тут я посоветую открыть карту вечной мерзлоты. Это такая ледяная субстанция под землёй, которая летом подтаивает превращая все в болото, а зимой вспучивается, преподнося сюрпризы для любого капитального строения или той же дороги. Как итог - многоэтажные дома - на сваях, дороги - грунтовые или в лучшем случае - дорогущие, бетонированные в черте города. Вечная мерзлота формируется морскими течениями и в Скандинавии ее нет совсем. В Канаде заходит далеко на юг(почти половина страны), отчего населения там практически нет. Аляске повезло больше - у них мерзлота занимает половину штата,но все что к северу от хребта Брукса или к западу - ближе к Берингову проливу - тоже царство вечной мерзлоты.








Карта вечной мерзлоты. В России она распространяется очень далеко на юг.








2. Авиасообщение вещь нестабильная.
"Но мы же в 21 веке живём, не все же по земле везти, есть же авиация, сейчас что хочешь можно в огромный транспортный самолёт загрузить и привезти!" - довольно распространенное мнение людей далёких от авиации и Севера.
Перевозка грузов самолётами - занятие очень и очень затратное. Из разряда - топить печку деньгами. Любая подобная доставка влетает в копеечку либо компании, которая заказывает груз, либо государству, которое это субсидирует. Мантры про "бизнес, который безо всякого перекрестного субсидирования на тысячах маленьких самолётиках доставит то что нам нужно" раздавались на наших Северах все 90е. Те немногие, посмевшие сомневаться назначались "совками", а позже "ватой".








Реальность проявилась окончательно, когда в аляскинский Ном провели оптоволоконный кабель и поток видео от местных жителей хлынул на YouTube. Унылая информация от "совков" о том что малая авиация на Аляске живёт за счёт того,что насквозь субсидируется государством разбавилась красочной демонстрацией конских(даже по аляскинским меркам) ценников на товары, долгим ожиданием посылок, многодневные и задержками рейсов из за погоды и прочими "прелестями" авиаперевозок.И это - в авиационной державе, которая не знала развала авиапромышленности и у которой с самолётами и аэропортами все хорошо.























Грунтовые и изношенные взлётные полосы и задержки по погоде - проблемы общие.








3. Высокие цены - всегда. Из за вышеперечисленного - цены на все будут выше "материковских". Всегда. Даже если случится несбыточное и на Чукотку проведут асфальтированную трассу или автодорогу. Цены несомненно станут ниже чем сейчас, но все равно будут выше московских, ибо останется доплата за труд(он в условиях Севера всегда дороже), доставку(содержание дороги, ЖД путей, да даже нормального аэропорта в таких условиях влетает в копейку) и хранение(отапливаемый склад). Но это мечты, а пока что даже аэропортов нормальных нет: в Анадыре он с бетонной полосой, но отделен от города лиманом через который нет моста и объезда; у нас в Билибино - грунтовая полоса которая может позволить использовать только турбовинтовой авиацию; в Певеке лучше всего - там есть и бетонная полоса и дорога в город, но пурги там могут длиться неделями.
Как итог высокие цены на все. От цен в магазинах, до нормального жилья. И даже если здесь откроют аналог Куршавеля с горнолыжкой, блэкджэком и шлюпками - все будет очень дорого. И не потому что местные - жадные.








4. Климат - За прибрежную Чукотку не скажу, но конкретно в ее западной континентальной части(Билибинский район) с декабря по март в плане мороза - "песец, песец". Морозы за 40 градусов, а порой и ниже и это постоянно. Не денёк другой поморозило и отпустило, а морозит неделями. Непроглядный туман, выйти куда то без нормальной экипировки - безумие. Чтобы насладиться "космическими" видами надо подняться на сопку, а сделать это надо в толстой куртке, баллоновых штанах, нормальной шапке и шарфе закрывающем лицо. Мне то не трудно, но лететь за этим через всю страну...
Летом(с конца июля по начало августа) тут заедают комары, да и в целом виды довольно унылые. А на берегу ещё и холодно.
Март-апрель и август-сентябрь - фактически единственные месяцы, когда красота этого сурового края становятся чуть более открытыми для туриста. В марте немного отступают морозы(наступает нормальная зима от -20 до -30), дни становятся долгими и природа(а именно заснеженные безлесые сопки,отражающие солнечный свет) имеют ослепительный(в прямом смысле) вид. Наступает относительно комфортный период для подлёдной рыбалки и лыжных походов. Но опять же, это я говорю за континентальную Чукотку. Пурги на побережье никто не отменял.
В августе-сентябре на Чукотке - осень. Вся тундра переливается ее красками. Пейзажи марсианские, очень красиво. Рыбалка и охота в самом разгаре. Но период от первых пожелтевших листьев до снега очень короткий - месяц, полтора.








5. Транспорт. По факту продолжение первых двух пунктов. Дорог нет, море может быть забито льдом даже в июле, остаётся авиация.

Стоимость билетов в Анадырь 20 000 рублей в одну сторону. Жителям ДФО по прописке - в 2 раза дешевле, но только на московский рейс(т.е. из Хабаровска или Новосибирска скидок нет).

В Певек напрямую из Москвы уже не долететь. Только через Якутск(авиакомпания "Якутия")или Новосибирск(зелёный S7), но якутский рейс - совмещённый(фактически там только дозаправка), да и на Новосибирский рейс есть нормальная стыковка. Билеты обойдутся от 30 до 40 тысяч или 9700 если есть дальневосточная прописка. Есть ещё варианты добраться через Магадан или Анадырь, но это труднее и не всегда дешевле.

Нам, билибинцам - ещё хуже. У нас авиасообщение с пересадкой в Магадане, билеты авиакомпании "ИрАэро" стоят 38 000 рублей. Местным жителям 15 000 рублей по прописке. Есть ещё федеральная субсидия на рейсы "Авроры" она доступна всем и билеты на эти рейсы стоят 6000р, но они летают раз в неделю, билетов мало, все раскупаются за полгода вперёд, зачастую вахтовиками. Все пассажирские перевозки выполняются на турбовинтовых Ан-24 и Ан-26 с количеством мест не более 40 на самолёт. В период отпусков билетов может не быть на месяцы вперёд.
Из Магадана в Москву билет стоит 16000 для всех и 12000 по прописке ДФО.
Есть ещё редкие рейсы из Билибино в Анадырь и Певек, но они выполняются в лучшем случае раз в неделю, мест ещё меньше, стоят 17000 и 10000 соответственно, плюс из этих городов тоже ещё как то надо улететь, а это труднее чем из Магадана.

Ну и самый "майонез" это собственно вся остальная Чукотка. Все населенные пункты кроме Анадыря, Певека и Билибино обслуживаются авиакомпанией "Чукотавиа", которая все свои рейсы обозначает АД, что намекает. С погодной точки зрения это действительно полный п....ц для авиации. Она может поменяться по 9 раз на дню и стать "нелетной" на недели вперёд. Для жителей восточной Чукотки "ловить окно" в погоде выбираясь в отпуск или возвращаясь домой - не привыкать. И ладно если дело касается рейсов из Анадыря в райцентр типа Лаврентия или Эгвекинота, там ты долетел и все прекрасно. А если надо лететь в село? В сёла из райцентра летают оранжевые вертолеты той же Чукотавиа,и они к погоде ещё более чувствительны, нежели самолёты. На них зачастую можно купить только "бронь места", а сам авиабилет продают лишь при посадке, так как рейс могут не просто перенести, а вообще отменить. Жители какого нибудь отдаленного Биллингса могут не улететь летом вообще потому что "Чукотавиа" отменила рейс по погоде. Летом 2023 так и случилось. Рейсов в село не было, у многих сорвались отпуска. И в это же время над селом пролетает чартерный вертолет той же "Чукотавиа" где летят восторженные туристы, отвалившие тонну бабла, и чуть позже они поделятся фоточками Чукотки сверху в соцсетях.
Описывать отношение местных жителей к туризму после такого, думаю не стоит.








6. Жильё. После массового бегства населения с Северов в 90х, у части населения нашей страны складывается ошибочное впечатление о том,что жилья в наших краях навалом. Спешу разочаровать - это не так. Да, оставленных домов и "заброшек" на Севере много. От Кольского полуострова до наших краев есть сотни поселков заброшенных вообще полностью, а в тех что выжили, "заброшки" занимают зачастую большую часть из всего количества домов. Проблема в том, что заселить "заброшку" заново - нельзя. Даже бетонный, с виду добротый, многоэтажный дом. И дело даже не в законности и экспертизах. Всего один год стояния на морозе без отопления превращает бетонный дом - в непригодный для жизни склеп, где выходят из строя все коммуникации, портится бетон и металлоконструкции. В таком доме может легко повести сваи при изменении нагрузки или рухнуть плита. Поэтому если такие дома и возвращают к жизни, то в единичных случаях, после проведения долгих и кропотливых экспертиз.
Даже в незаброшенных, жилых домах, где все в порядке с отоплением, электричеством, канализацией и остеклением, пустая, оставленная жильцами квартира, переданная в "маневренный жилфонд" города, зачастую представляет собой бетонную коробку без полов и ванной, где выкручено все что можно выкрутить, а двери забиты на гвозди.
Что уж говорить про деревянные дома, они и вовсе сгнили за столько лет.

Поэтому новое жилье в наших краях приходится строить с нуля. За последние годы из нового пока что разве что арендная панелька в Анадыре и малоэтажные домики в сёлах. А если говорить о гостинице, то пока что единственная построенная с нуля появилась в Певеке. Открытый с большим пафосом отель "Куваев" внешним видом своей модульной конструкции больше напоминает вахтовый городок, но впрочем фиг с ним, с внешним видом. Эта гостиница на 40 номеров, построенная Эльконским ГМК, построена в первую очередь для командировочных и вахтовиков, если верить словам эксплуатирующей компании.













Туристы тут - по остаточному принципу. Да, есть планы по строительству туристического центра, развлекаловки и.т.д., но пока что тут нет даже питания. Хорошо хоть доставка еды таксистами в городе есть, а то во время южака в город лучше не выходить. Отель наподобие этому планируют построить при аэропорту Анадыря в п.Угольные Копи, и в лучшем случае он обеспечит относительно комфортное размещение пассажиров задержанных по погоде рейсов в районы округа, но никак потребности сколь нибудь серьезного турпотока. И это если "Чукотавиа" не ужмется оплачивать проживание в номерах по 7500р в сутки.
А так, единственное пристанище для туриста в наших чукотских городах и райцентрах это старые гостиницы, размещенные в подъездах жилых домов(реже если для нее выделят отдельное здание) с конским ценником или более доступный вариант со съемом квартиры посуточно. Летом, покуда местные в отпусках, этот вариант вполне себе может прокатить.








7. Отсутствие единого туристического продукта.
То есть того, собственно за чем турист готов ехать за три девять земель, отваливая большую сумму денег. Например на Камчатке есть Большая Долина Гейзеров куда есть более-менее стабильный турпоток. Да ценник на вертолетный тур туда конский, но помимо этой долины есть и малая, куда можно добраться даже самостоятельно на автобусе, как и до многих других локаций. Основной проблемой для туриста, было собственно долететь до Камчатки, перемещение по самому краю - не такое дорогое как по Чукотке, от Петропавловска-Камчатского на север края хотя бы есть дорога, причем асфальтированная. Да, с "материком" она полуостров не связывает, но уже нехило упрощает перемещение по региону, а с завозом грузов вполне справляется незамерзающий порт. На Чукотке нет ни транспортной доступности, ни единой расширенной точки ради которой многие тысячи туристов были бы готовы приехать. Есть мыс Дежнёва - крайняя точка добраться до которой целое приключение. Есть Лоринские горячие источники. Есть множество красивых бухт и лагун в Провиденском районе, которые красиво смотреть с вертолета. Но все это далеко друг от друга, труднодоступно и дорого.








8. Отсутствие нормальной связи и Интернета. Да, да, большинству туристов он нужен. На Чукотке все населенные пункты кроме Анадыря и Угольных копей(аэропорт) - "висят" на спутнике. Скорость Интернета низкая, тарифы конские, связь дерьмовая. Внутри города проще звонить по обычному городскому телефону,чем пытаться говорить по мобильному с задержкой в 10 секунд.

Или взять наше отделение Почты России. Казалось бы,что общего с доставкой посылок и Интернетом?
Промолчу про то что посылки идут месяц и более, это ладно.Сложности логистики и все дела. Но когда они приходят, люди вынуждены стоять часами из-за того,что выдача посылок теперь привязана к Интернету, который мать его - спутниковый и медленный. И ждать пока погрузится штрих-код и придет СМСка людям приходится по 10 минут, система с QR кодом может не работать вообще. Не хватает скорости Интернета.













Вроде бы пустяк и жить можно,но тем не менее,на соседней Камчатке туризм стал по настоящему масштабно раскручиваться только с приходом оптоволокна на полуостров. Без магистрального оптоволоконного кабеля связи трудно даже написать пост на Пикабу или получить посылку, не говоря уже о видео, рекламе, продвижении тур.продукта в Интернете.

И это основные причины. Есть ещё с десяток побочных в виде культурного диссонанса между образом жизни местного населения и приезжего, хрупкой северной экосистемы и многого другого.

Несомненно я могу быть не прав и может быть ещё при нашей жизни из Чукотки сделают хотя бы вторую Камчатку в плане туризма и я буду этому несказанно рад, но пока что, когда я слышу обещания про то как мы "поднимем туризм на Чукотке" на ум приходит лишь одно - бессмысленная трата денег. Пока к туризму будут относиться как к "развлекаловке",а не серьезному делу, которое может принести огромные прибыли и изменить жизнь региона в лучшую сторону, Чукотка и дальше будет выживать только за счёт рудников с вахтовиками и бюджетных субсидий. В туризм, как и в любое ответственное дело надо вкладываться основательно, развивая инфраструктуру в целом, как для местного населения так и для будущих туристов. Одно без другого - не работает.






 
Да уж целый квест)))
 
  • Теги
    чукотка
  • Назад
    Сверху Снизу