Как свидетельствует судебная практика, данные системы «Платон» активно используются налогоплательщиками в спорах с налоговой. Система дает объективные показатели, которые принимают арбитры.
Поэтому эксперты рассказывают о том, как компании могут ее применять.
Но следует понимать, что и инспекторы также могут использовать данные этой системы, чтобы уличить компанию в недобросовестности. Особенно это касается споров по
Чаще всего инспекторы используют следующие аргументы:
[H2]
Сверяют маршруты. Система дает детальную информацию о движении транспорта, поэтому инспекторы пользуются ею, чтобы доказать нереальность грузоперевозки. Данные системы сверяются с путевыми листами или транспортными накладными.
Так, в одном из споров фискалы при помощи системы доказали фиктивность путевых листов. Автомобили, которые якобы ездили с грузом в Москву из ХМАО, даже не выезжали за пределы этого округа (
Проверяют количество поездок. Компании могут соблюдать дорожный маршрут, указанный в документах, но начинают хитрить с количеством поездок. «Платон» позволяет разоблачить и этот обман (решение АС Волгоградской области №А12-28565/2021 от 24.01.2022).
Проанализировав ситуацию, налоговики нашли и другие нестыковки. Объем перевозимого ежедневно груза превышал максимально разрешенную для авто массу. Кроме того, по данным сайта ЯндексКарты расстояние между объектами превышает 500 км, что исключает ежедневную поставку груза. А если учесть, что требуется определенное время на загрузку, транспортировку (с учетом разрешенной скорости) и выгрузку товара, то получается полное несоответствие.
Сверяют нахождение транспорта и скорость перевозки. Иногда налогоплательщики в суде ссылаются на технические ограничения в работе «Платона». Например, он не дает сведений о движении транспорта по дорогам не федерального значения. Поэтому компании начинают заверять суд, что перевозка осуществлялась именно по ним (
В такой ситуации инспекторы приводят иные доказательства, часть из которых также может быть получена с помощью системы.
Например, в рассматриваемом деле налоговики использовали следующие аргументы:
Используют данные системы «Платон» вкупе с другими доказательствами. Если налогоплательщик начинает указывать на недостатки системы, налоговики используют другую информацию (
Компания настаивала на том, что поездка совершалась по маршруту, указанному в транспортной накладной по федеральной трассе. При этом данные «Платона» налогоплательщик хотел опровергнуть, аргументируя это техническими сбоями в системе. Какие-либо средства видео- и фотофиксации на федеральной трассе отсутствовали.
Арбитры отклонили претензии к системе, так как они носили предположительный характер. Зато есть свидетельские показания водителя, который утверждал, что подписывал пустые путевые листы. Поэтому к системе «Платон» доверия больше, чем к утверждениям компании.
Доказывают использование технической компании. Как свидетельствует
В другом деле инспекторы с помощью системы «Платон» доказали незаконность вычетов по НДС (постановление Семнадцатого ААС №14АП-1186/2021 от 18.11.2021). В реальности настоящие поставщики пользовались спецрежимами.
А компания оформила фиктивные документы о поставках через «фирмы-прокладки» на ОСНО. В ТТН были переписаны сведения, полученные от настоящих поставщиков. В документы переносилась информация о водителях, товарах, марках и госномерах автомобилей. Также были заменены дата и место погрузки товара.
В решении АС Самарской области №А55-16914/2021 от 22.03.2022 «Платон» помог доказать налоговикам, что фактический покупатель имел дело с реальным поставщиком. Компания говорила об обратном, утверждая, что товар приобретался через посредника. Система показала, что спорное оборудование напрямую перевозилось покупателю от поставщика. А к мнимому «заказчику», на которого оформлялись документы о покупке, автомобили даже не заезжали.
Чтобы доказать прямое взаимодействие производителей и покупателей, налоговики отслеживают движение транспорта. Так они отсекают из цепочки формальных поставщиков.
Выявляют взаимозависимость сторон. Как свидетельствует решение АС Московской области №А41-54135/2021 от 12.01.2022, «Платон» помогает искать даже взаимозависимость между компаниями.
Проверяющие отказали налогоплательщику в вычетах по НДС на транспортные услуги. Аргументируя свой отказ, они ссылались на то, что при оказании услуг использовался транспорт взаимозависимого ИП, работающего на ЕНВД. В этом деле система помогла доказать, что от имени ИП с «Платоном» взаимодействовал директор компании и один из ее сотрудников.
Доказывают, что права на использование спецрежима нет. В одном из споров предприниматель пытался убедить суд, что оказывает транспортные услуги, поэтому имеет право на ЕНВД (
[H2]
Ссылаются на недостатки системы, чтобы опровергнуть доказательства инспекторов. В системе имеются некоторые пробелы при фиксации данных. Также информация из нее не должна противоречить иным фактам.
То есть, отсутствие сведений в системе еще не доказывает недобросовестность налогоплательщика (
В системе отсутствует информация о передвижении транспорта по дорогам краевого или местного назначения, а также по полевым. Кроме того, не учитываются данные о транспорте с максимальной массой менее 12 тонн.
АИС «Контроль движения транспорта» также может предоставлять неполные сведения. Во время проезда через точки видеофиксации системой ведется оперативная запись в режиме реального времени. Но отслеживаются в основном только нестандартные ситуации. Сбор данных осуществляется в соответствии с настроенными критериями. По этой причине информация о спорной доставке может отсутствовать, если она не попала под критерии настройки системы.
Отвечают на требования предоставить сведения. Добросовестные компании с помощью системы могут отстоять свою правоту еще на начальных этапах проверки. Если инспекторы сомневаются в реальности поставки, они вышлют требование в рамках
В такой ситуации важно вовремя и правильно оформить ответ.
Сотрудничая с инспекцией, вы сэкономите себе нервы и время. Наши эксперты рекомендуют:
Как видно, инспекторы «идут в ногу со временем», уличая компании и ИП в недобросовестности. В определенных ситуациях средства объективного контроля помогают и добропорядочному бизнесу. Но одних лишь данных, полученных от таких систем, может не хватить, поэтому важно дополнительно подкрепить свою позицию документально.
Поэтому эксперты рассказывают о том, как компании могут ее применять.
Но следует понимать, что и инспекторы также могут использовать данные этой системы, чтобы уличить компанию в недобросовестности. Особенно это касается споров по
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
о необоснованной налоговой выгоде. Чаще всего инспекторы используют следующие аргументы:
- техническая фирма физически не могла выполнить заказ;
- такого транспорта нет в системе;
- транспорт не мог находиться в указанном месте или ехать с такой скоростью и прочее.
[H2]
Как «Платон» используется налоговиками
[/H2]Сверяют маршруты. Система дает детальную информацию о движении транспорта, поэтому инспекторы пользуются ею, чтобы доказать нереальность грузоперевозки. Данные системы сверяются с путевыми листами или транспортными накладными.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
).В суде компания утверждала, что груз доставлялся покупателю ежедневно, что подтверждалось документацией. Но по данным системы за проверяемый период автомобиль ездил в пункт назначения только один раз.
Проанализировав ситуацию, налоговики нашли и другие нестыковки. Объем перевозимого ежедневно груза превышал максимально разрешенную для авто массу. Кроме того, по данным сайта ЯндексКарты расстояние между объектами превышает 500 км, что исключает ежедневную поставку груза. А если учесть, что требуется определенное время на загрузку, транспортировку (с учетом разрешенной скорости) и выгрузку товара, то получается полное несоответствие.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
).В такой ситуации инспекторы приводят иные доказательства, часть из которых также может быть получена с помощью системы.
Например, в рассматриваемом деле налоговики использовали следующие аргументы:
- водитель не мог загружать груз контрагентов в Омске, поскольку этот автомобиль по данным системы «Платон» в момент погрузки находился на совершенно другой автодороге;
- груз из Омска в Сургут доставили в течение одних суток, но такое расстояние не проехать меньше, чем за двое суток.
- Условия договора предусматривали самовывоз, что повлияло на формирование стоимости товара. А транспортные расходы экономически не обоснованы.
- На допросе собственник некоторых грузовых автомобилей, задействованных в перевозке, отрицал какое-либо взаимодействие с компаниями-перевозчиками.
- В ТТН отсутствует точный адрес погрузки, и никто из водителей не смог его назвать.
- На территории перевозчика работает пропускной пункт. Но компания не сумела предоставить журналы пропуска транспортных средств и материалы видеонаблюдения.
- Условия оплаты транспортных услуг, предусмотренные спецификациями, не выполнялись. При этом какая-либо претензионная работа или переписка отсутствовали.
- По данным карточек счетов налогоплательщика материалы списывались до наступления дат поставок.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
). Арбитры отклонили претензии к системе, так как они носили предположительный характер. Зато есть свидетельские показания водителя, который утверждал, что подписывал пустые путевые листы. Поэтому к системе «Платон» доверия больше, чем к утверждениям компании.
Доказывают использование технической компании. Как свидетельствует
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, инспекторы начинают углубленную проверку компании при выявлении следующих обстоятельств:- транспортное средство должно быть зарегистрировано в системе «Платон», но его там нет;
- маршрут движения отсутствует на бортовом устройстве автомобиля;
- данные системы не соответствуют сведениям, указанным в ТТН.
А компания оформила фиктивные документы о поставках через «фирмы-прокладки» на ОСНО. В ТТН были переписаны сведения, полученные от настоящих поставщиков. В документы переносилась информация о водителях, товарах, марках и госномерах автомобилей. Также были заменены дата и место погрузки товара.
Инспекторы сверили полученную информацию с данными «Платона» и установили ее фиктивность. Также были допрошены собственники и водители транспортных средств. Они даже не знали о существовании проверяемой компании.
В решении АС Самарской области №А55-16914/2021 от 22.03.2022 «Платон» помог доказать налоговикам, что фактический покупатель имел дело с реальным поставщиком. Компания говорила об обратном, утверждая, что товар приобретался через посредника. Система показала, что спорное оборудование напрямую перевозилось покупателю от поставщика. А к мнимому «заказчику», на которого оформлялись документы о покупке, автомобили даже не заезжали.
Чтобы доказать прямое взаимодействие производителей и покупателей, налоговики отслеживают движение транспорта. Так они отсекают из цепочки формальных поставщиков.
Проверяющие отказали налогоплательщику в вычетах по НДС на транспортные услуги. Аргументируя свой отказ, они ссылались на то, что при оказании услуг использовался транспорт взаимозависимого ИП, работающего на ЕНВД. В этом деле система помогла доказать, что от имени ИП с «Платоном» взаимодействовал директор компании и один из ее сотрудников.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
). Но данные системы свидетельствовали о том, что в проверяемый период ИП не был в ней зарегистрирован. К тому же вес транспортного средства превышал 12 тонн, что исключает возможность его передвижения по дорогам общего пользования. Следовательно, у ИП отсутствует право оказывать транспортные услуги.[H2]
Как системой «Платон» пользуются компании и ИП
[/H2]То есть, отсутствие сведений в системе еще не доказывает недобросовестность налогоплательщика (
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
). Арбитры указали на пределы сбора информации, как системой «Платон», так и АИС «Контроль передвижения транспорта».Отсутствие данных в «Платоне» не может однозначно свидетельствовать о том, что услуги по перевозке оказаны не были.
В системе отсутствует информация о передвижении транспорта по дорогам краевого или местного назначения, а также по полевым. Кроме того, не учитываются данные о транспорте с максимальной массой менее 12 тонн.
АИС «Контроль движения транспорта» также может предоставлять неполные сведения. Во время проезда через точки видеофиксации системой ведется оперативная запись в режиме реального времени. Но отслеживаются в основном только нестандартные ситуации. Сбор данных осуществляется в соответствии с настроенными критериями. По этой причине информация о спорной доставке может отсутствовать, если она не попала под критерии настройки системы.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.В такой ситуации важно вовремя и правильно оформить ответ.
Сотрудничая с инспекцией, вы сэкономите себе нервы и время. Наши эксперты рекомендуют:
- передать налоговикам ТТН и путевые листы, если в перевозке был задействован собственный транспорт;
- сослаться на регистрацию в системе «Платон» и указать маршрут;
- если доставка осуществлялась не по дорогам федерального назначения, то нужно об этом сказать.
Как видно, инспекторы «идут в ногу со временем», уличая компании и ИП в недобросовестности. В определенных ситуациях средства объективного контроля помогают и добропорядочному бизнесу. Но одних лишь данных, полученных от таких систем, может не хватить, поэтому важно дополнительно подкрепить свою позицию документально.









