vaspvort
Ночной дозор
Команда форума
Модератор
ПРОВЕРЕННЫЙ ПРОДАВЕЦ
Private Club
Старожил
Migalki Club
Меценат💎
Наши родители не могли о таком и мечтать!
Тебе исполняется 18 лет, получаешь права и уже можешь получить свою собственную машину на час или два, съездить погулять с друзьями или в ресторан с девушкой.
Заплатив за это всего 10-15 ₽ за минуту.
Но…
Так было, пока не упала маржинальность бизнеса на аренде авто. Выросла ключевая ставка, а цены на новые машины подскочили в 2 раза.
Сегодня вместе с машиной ты можешь получить штраф от 20 000 ₽ до нескольких миллионов рублей.
В этой статье я провел небольшое расследование каршеринга Делимобиль, которым сам пользовался пару лет, и выяснил, на чем и сколько зарабатывает каршеринг.
За последние полгода сервис Делимобиль 3 раза требовал с меня денег за повреждения машины, которые я не делал. Я написал про это статью, и мне начали писать пострадавшие.
Оказалось ситуация со штрафами очень массовая, что и мотивировало меня разобраться в бизнес-модели каршеринга подробнее.
Заработать на аренде авто стало не так-то просто. Ситуация на рынке сильно изменилась.
Уехали европейцы, приехали китайцы, машины подорожали, а срок эксплуатации снизился. Средний китаец разваливается и ржавеет быстрее европейца.
Наиболее частый способ покупки машины под аренду – лизинг.
Лизинг – это разновидность кредита. Владелец, например, аренды под таксопарк вносит аванс (около 20% за машину), лизинговая компания покупает авто, а дальше владелец таксопарка платит каждый месяц.
Когда машина стоила 1,3 млн ₽, таксопарки могли за пару лет окупиться, выплатить лизинг и заработать, пока машину не ушатают окончательно.
Сейчас, когда машина стоит 2,5 – 3 млн ₽ таксопарки дай бог могут выплатить все лизинговые платежи, сдавая машину таксистам. И зарабатывают только в момент продажи ушатанного авто (ведра) через 4 года.
Владельцев таксопарков выручает то, что машины постоянно дорожают и отсюда при продаже можно рассчитывать вернуть 40-50% от стоимости нового авто.
То есть, сейчас сдавая машину в такси, можно заработать:
Главная проблема ниши – резкое падение прибыли.
Когда владелец таксопарка хорошо зарабатывал, он не пытался закошмарить водителя за каждую царапину на машине. Эти водители приносили ему хорошие деньги. Но когда бизнес сам по себе больше денег не приносит, а заработок только от продажи машины через 4 года, ситуация резко меняется. Теперь повесить все повреждения на арендатора – это жизненная необходимость владельца такого бизнеса.
Но Делимобиль – это не таксопарк, где владелец, как правило, сам решает все проблемы.
Здесь большая инфраструктура, которая требует финансирования. На 2023 по данным rusprofile в Делимобиль работает 627 человек со средней зарплатой 126 900 ₽. То есть еще 2 год назад это уже 954 795 600 ₽ на зарплаты.
Делимобиль, как и весь рынок авто, столкнулся со снижением маржинальности. И ребята нашли выход.
– Вы находите машину в приложении на карте, бронируете. В этот момент вы как бы подписываете оферту с сервисом, что машина перешла вам в аренду.
– По-хорошему, пользователь должен тщательно осмотреть машину сфотографировать ее со всех сторон.
– Совершаете поездку
Часто пользователи не фотографируют машину подробно, иногда задевают машиной препятствия. И в первом, и во втором случае при повреждении каршеринг выставляет пользователю счет. То есть ты можешь или недостаточно подробно сфоткать машину, или врезаться куда-нибудь. Неважно, какой величины твой проступок, все это достаточное основание для того, чтобы повесить на тебя повреждение.
По данным отчетов Делимобиль для инвесторов, в 2024 каршеринг получил 4,009 млрд на штрафах, сдавая 31 700 машин. Из общей выручки в 27,897 млрд ₽.
Поборы каршеринга это:
Когда я написал небольшую статью про свои штрафы в Делимобиль, она попала в поисковую выдачу и стала показываться людям по запросам вроде “угрожает делимобиль”.
И мне начали писать пострадавшие.
Судя по тому, что мне показывали и рассказывали, больше всего денег каршеринг хочет за повреждения машины. То есть якобы на их ремонт. Но, по-моему опыту, и по опыту 7 пострадавших, с которыми я поговорил, суммы, которые называл каршеринг за повреждения, в несколько раз отличались от реальных цен на ремонт авто.
Я поговорил с владельцем автосервиса, чтобы понять сколько реально стоит починить то или иное повреждение. И сравнил с ценой, которую требует каршеринг.
Притертость Фольксваген поло – 20 346 ₽ (эту цену требовал каршеринг)
Все началось с того, что я и сам с этим столкнулся. Это мои скрины.
Сумму сразу стараются списать с карты
Итак, за конкретную притертость каршеринг требовал 20 346 ₽. Мы посмотрели на притертость с владельцем автосервиса, и оказалось, что рыночная цена такого ремонта 5 000 ₽. То есть каршеринг планировал не просто компенсировать свои убытки, но и отлично заработать.
Итого выставляя клиенту ущерб в размере 20 346 ₽, каршеринг планирует заработать 15 346 ₽ чистой прибыли с учетом возмещения всех своих убытков.
Фольксваген поло: задний бампер и крышка багажника – 450 000 ₽ (эту цену требовал каршеринг)
За крышку багажника и задний бампер каршеринг требовал 450 000 ₽. Мы посмотрели на это с владельцем автосервиса и оказалось, что рыночная цена такого ремонта от силы 50 000 ₽.
Выставляя клиенту ущерб в размере 450 000 ₽, каршеринг планирует заработать 400 000 ₽ чистой прибыли с учетом возмещения всех своих убытков.
Вмятина на бампере – 170 000 ₽ (эту цену требовал каршеринг)
За вмятину на бампере каршеринг требовал 170 000 ₽. Рыночная цена такого ремонта – 30 000 ₽.
Выставляя клиенту ущерб в размере 170 000 ₽, каршеринг планирует заработать 140 000 ₽ чистой прибыли с учетом возмещения всех своих убытков.
Фольксваген поло: бампер и решетка – 97 400 ₽ (эту цену требовал каршеринг)
За бампер и решетку каршеринг хотел – 97 400 ₽. Рыночная цена такого ремонта – 30 000 ₽.
Выставляя клиенту ущерб в размере 97 400 ₽, каршеринг планирует заработать 67 400 ₽ чистой прибыли с учетом возмещения всех своих убытков.
Как видим, маржинальность на бОльших повреждениях – выше.
Важно, что расходы на ремонт посчитаны, если мы бы ремонтировались в стороннем автосервисе. Конечно, у такого крупного автопарка, как каршеринг, автосервис свой, автомеханики свои. А, помимо этого, часть своих машин им выгодно не продавать, а организовать внутреннюю авторазборку, так как обычно машина по запчастям стоит дороже, чем целиком. Разобрал машину, получил донора запчастей, делаешь автофранкенштейнов, дополнительно экономишь.
Поэтому, конечно, тут ребята тоже круто экономят от этой суммы.
1. Оплатите сегодня до конца дня, или суд, ГАИ, лишение прав
2. Угрозы
На вас давят, вам угрожают, сильно завышая возможные последствия.
– Если не заплатите нам, то через суд заплатите нам штраф + пени + недозаработанные каршерингом деньги
– Если не заплатите, вас лишат прав
Один пострадавший вступил в полемику с менеджерами каршеринга, такие переписки сразу на доску почета коллекторской практики.
3. Скидка
Если внутренние коллекторы сервиса видят, что вы подумываете об оплате, но все никак не платите, вам могут сделать скидку. Маржа все равно огромная, а коллекторы и суд дороже для них, чем такая акция щедрости.
4. Цепочка арендаторов
Это уже схема предположительная, но возможная. Царапину заметить сложно, а люди часто не осматривают и не фотографируют машину подробно.
Такую царапину можно пропустить, особенно если на дворе зима, темно, а вы спешите.
И вот письма счастья, возможно, получает не один человек, а сразу вся цепочка арендаторов, которые пропустили царапину. Тогда вместо 20 000 ₽ можно собрать 100 000 ₽.
Допустим на этой машине катались 5 человек, и никто не заметил царапину. Тогда каршеринг может отправить письмо с просьбой оплатить штраф всем пятерым пользователям.
В этом плане притертость для каршеринга может быть интереснее, чем крупное повреждение. Что-то серьезное вы с меньшей вероятностью пропустите.
5. Получают страховку
Вот это направление тоже осталось для меня нерасследованным. Тут только предположения.
Все машины Делимобиль в лизинге. Это факт, это можно увидеть на rusprofile. Лизинги дают только при наличии КАСКО. Да и такому автопарку, как Делимобиль, без страховки никак. Но если у ребят страховка, почему за повреждения выбивают деньги они, а не страховая?
Ок. Мелкие повреждения может не включать договор страховки, чтобы сэкономить на страховом платеже. Но с более серьезным ущербом должна работать страховая.
Но вряд ли же ребята могут выбить деньги сами, а потом еще и получить деньги со страховой? Вряд ли же?
Суд
Из 7 человек, которые написали мне, в суд не подали ни на кого. Я поговорил с автоюристами и мы предполагаем, что в суд есть смысл идти с большими повреждениями. Потому что суд для каршеринга – это расходы на юристов, которые будут бодаться с гражданами во всех инстанциях. И, если посмотреть дела на сайте мосгорсуда, так и есть.
Цитата пострадавшего
Коллекторы
Рассматриваемый нами каршеринг работает на потоке с огромной коллекторской фирмой, и если внутренние коллекторы так и не смогли ничего добиться, долг продают.
Средняя цена продажи долга по рынку около 50%. То есть тут каршеринг жертвует маржинальностью, но, так или иначе, зарабатывает сильно больше, чем на аренде.
Например, каршеринг выставил человеку штраф на 450 000 руб, коллектор покупает долг у каршеринга за 225 000 руб, а потом пробует выбить все 450 000 руб с клиента каршеринга.
Коллекторы могут купить долг, а могут просто получить право работать с должником.
Факт долга каршеринг подтверждает договором.
То есть, чтобы коллекторы начали с вами “работать”, идти в суд не нужно.
Это как переписать ипотеку на другого человека.
Оплатите сегодня до конца дня!
Как бороться? Никак. Если не заплатите мгновенно, ничего не произойдет. Каршеринг еще пару недель будет пробовать самостоятельно получить с вас деньги. Будут слать пуш-уведомления, письма на электропочту, смс-сообщения.
Угрозы ГАИ и лишения прав.
Есть постановление пленума Верховного суда №20, которое говорит, что такое оставить место ДТП.
Человек понимает, что произошло ДТП, и бежит, чтобы избежать наказания.
Но каршеринг должен доказать факт ДТП. Договора аренды авто недостаточно, чтобы признать наличие ДТП, по части второй 12.27 Коап РФ.
Наказать вас могут, только если найдутся свидетели или видеофиксация камер городского видеонаблюдения. Если этого нет, наказания за оставления места ДТП быть не может.
Потертость тоже будет считаться ДТП.
Вывод:
Если вы врезались в кого-то во время движения, то вы обязаны регистрировать ДТП, и каршеринг с большой вероятностью получит с вас деньги через суд.
Если вы врезались, например, в столб и никому ничего не сказали, уехали, вас могут обвинить в оставлении места ДТП только при наличии свидетелей или записи камер видеонаблюдения.
Если вы просто не сфотографировали машину, ни в кого не врезались, но на вас вешают чужую царапину, никакого участия ГАИ тут быть не может.
Как вести себя в суде?
Суды часто занимают сторону каршеринга. Есть понятие свобода договора и свобода присоединения. Если вы открыли приложение или сайт каршеринга, прошли авторизацию, и поставили галочку: ознакомился с пользовательским соглашением, то значит вы со всем согласились. И, если согласились, то договорной штраф должны заплатить.
Если вы не сделали фото, а машину на стоянке задел мусоровоз, следующий пользователь зафиксирует повреждения, и вы автоматически становитесь виновны в этой царапине по договору каршеринга.
Но бороться в суде нужно, как минимум чтобы снизить сумму ущерба.
3. Если суд не принимает возражения, то используем 333 статью ГК РФ. Если сумма пени штрафа, неустойки явно несоразмерна, то суд по требованию может снизить ее до разумных пределов. Но происходит это тоже не всегда. Однако автоюрист Орест Мацала не встречал, чтобы суд присудил неустойку выше, чем сама сумма долга.
В части самого вреда работает 16-я статья о защите прав потребителей. Если независимая экспертиза скажет 60 000 ₽, а каршеринг скажет 400 000 ₽. Суд может снизить сумму ущерба.
Но об этом нужно заявить, что это попытка неосновательно обогатиться. Статья 1-я и 10-я ГК РФ. Предупредим автоэксперта об ответственности за ложную экспертизу.
Как вести себя с коллекторами
У коллекторов по 203 федеральному закону есть ограничения.
Если коллекторы, что-либо из этого нарушили, пишем заявление в службу судебных приставов. Статья 14.57 КоаП РФ о нарушении законодательства о возврате просроченной задолженности.
Пристав может наложить возмещение морального вреда на коллекторов.
Я (автор статьи) столкнулся с обвинениями каршеринга 3 раза. Во всех случаях ни ДТП, ни царапин во время аренды не было, но я не фотографировал автомобиль. Вот как действовал.
1-й раз я заявил о невиновности, описал план действий с Роспотребнадзором и Генпрокуратурой из совета выше. Этих существительных хватило, чтобы Делимобиль отозвал претензии на 20 000 ₽ за царапину.
Вот как это прокомментировал анонимный юрист.
Я продолжил пользоваться сервисом, и 2-й раз снова получил претензию от Делимобиль на те же 20 000 ₽ за притертость. Как действовал.
Автоматически написал то же самое и немного нового.
Тут они, видимо, увидели прошлый случай, поняли, что пациент проблемный, и просто отменили.
3-й раз за полгода использования сервисом произошло то же самое. Этот штраф ребята уже не откатили. Жду коллекторов, но сомневаюсь, что они выкупают долги в 20 000 ₽, напишу тут UPD через несколько месяцев, что произойдет.
Моя переписка с Делимобилем
А вот как действовал один из пострадавших:
При этом средняя маржинальность штрафов 75% а это:
Самый выгодный способ для каршеринга – это выбить деньги до суда и коллекторов. В суде могут отсудить не ту сумму, коллекторы купят долг за половину стоимости. Поэтому в ход идут все виды угроз.
Большинство людей, конечно, не хочет ни угроз, ни коллекторов, ни судов. Люди чувствуют свою вину и просто платят. А каршеринг зарабатывает на неадекватной цене ремонта.
Почему каршерингу выгоднее потерять клиента, чем взять штраф?
Из-за такой разницы в марже сервису проще выбить с клиента денег и испортить отношения, чем продолжить зарабатывать на аренде.
Если бы я продолжил пользоваться сервисом, то отъездил бы примерно на 120 000 ₽. Если прибыль с моей аренды 10%, то каршеринг бы за год мог рассчитывать на 12 000 ₽. А если сдерни с меня сразу 20 000 ₽ штрафом, прибыли останется – 15 000 ₽, так что зачем ждать, когда можно заработать сразу.
Анонимный юрист
У меня был опыт, когда после банкротства бизнеса по ночным клубам я был должен около 100 людям и организациям, поэтому для меня нет большого стресса пободаться за царапину с делимобилем, но уверен, что многим пользователям это доставляет большой стресс.
Берегите себя и копите на свои машины.
Тебе исполняется 18 лет, получаешь права и уже можешь получить свою собственную машину на час или два, съездить погулять с друзьями или в ресторан с девушкой.
Заплатив за это всего 10-15 ₽ за минуту.
Но…
Так было, пока не упала маржинальность бизнеса на аренде авто. Выросла ключевая ставка, а цены на новые машины подскочили в 2 раза.
Сегодня вместе с машиной ты можешь получить штраф от 20 000 ₽ до нескольких миллионов рублей.
В этой статье я провел небольшое расследование каршеринга Делимобиль, которым сам пользовался пару лет, и выяснил, на чем и сколько зарабатывает каршеринг.

За последние полгода сервис Делимобиль 3 раза требовал с меня денег за повреждения машины, которые я не делал. Я написал про это статью, и мне начали писать пострадавшие.
Оказалось ситуация со штрафами очень массовая, что и мотивировало меня разобраться в бизнес-модели каршеринга подробнее.
Ситуация с каршерингом очень распространенная, я работаю в правовой службе ЕЮС, консультирую онлайн и в день только у одного меня 2-3 обращения с подобными случаями.
Автоюрист Орест Мацала
За несколько лет работы Destra Legal получил свыше 2 200 обращений. При этом в 2024 году количество споров выросло на 60% относительно 2023 года – спрос на обжалование штрафов возрос.
Каршеринг просто автоматизировали старую нишу аренды авто, поэтому логично посмотреть, как она устроена.Большая часть штрафов были наложены 4 крупными игроками: Делимобиль (31% случаев), Ситидрайв (29%), BelkaCar (21%) и Яндекс.Драйв (7%). Остальные 12% случаев касались оспаривания штрафов менее известных компаний.
Юрист Екатерина, Destra Legal
Бизнес на аренде авто
Каршеринг по своей сути похож на огромный таксопарк. Машины так же сильно эксплуатируют, не берегут. Только если средний таксопарк – это 100 машин, у каршеринга – 30 000 машин.Заработать на аренде авто стало не так-то просто. Ситуация на рынке сильно изменилась.
Уехали европейцы, приехали китайцы, машины подорожали, а срок эксплуатации снизился. Средний китаец разваливается и ржавеет быстрее европейца.
Владелец лизинговой компанииВ 2021 владельцы таксопарков могли взять солярисы и поло за 1,3 млн ₽. В 2025 берут китайцев за 2,5–3 млн ₽.
Наиболее частый способ покупки машины под аренду – лизинг.
Лизинг – это разновидность кредита. Владелец, например, аренды под таксопарк вносит аванс (около 20% за машину), лизинговая компания покупает авто, а дальше владелец таксопарка платит каждый месяц.
Когда машина стоила 1,3 млн ₽, таксопарки могли за пару лет окупиться, выплатить лизинг и заработать, пока машину не ушатают окончательно.
Сейчас, когда машина стоит 2,5 – 3 млн ₽ таксопарки дай бог могут выплатить все лизинговые платежи, сдавая машину таксистам. И зарабатывают только в момент продажи ушатанного авто (ведра) через 4 года.
Владельцев таксопарков выручает то, что машины постоянно дорожают и отсюда при продаже можно рассчитывать вернуть 40-50% от стоимости нового авто.
То есть, сейчас сдавая машину в такси, можно заработать:
В итоге главное в бизнесе на аренде – это проследить, чтобы за 4 года машину не убили до такого состояния, когда продать ее за эти деньги уже не получится. А все поломки постараться повесить на арендатора или страховую.2,5 млн ₽ * 40% = 1 000 000 ₽ за 4 года
Главная проблема ниши – резкое падение прибыли.
Когда владелец таксопарка хорошо зарабатывал, он не пытался закошмарить водителя за каждую царапину на машине. Эти водители приносили ему хорошие деньги. Но когда бизнес сам по себе больше денег не приносит, а заработок только от продажи машины через 4 года, ситуация резко меняется. Теперь повесить все повреждения на арендатора – это жизненная необходимость владельца такого бизнеса.
Сколько зарабатывает каршеринг на аренде?
По данным отчетов Делимобиль для инвесторов в 2024, каршеринг получил 22,7 млрд от аренды, сдавая 31 700 машин.Но Делимобиль – это не таксопарк, где владелец, как правило, сам решает все проблемы.
Здесь большая инфраструктура, которая требует финансирования. На 2023 по данным rusprofile в Делимобиль работает 627 человек со средней зарплатой 126 900 ₽. То есть еще 2 год назад это уже 954 795 600 ₽ на зарплаты.
Делимобиль, как и весь рынок авто, столкнулся со снижением маржинальности. И ребята нашли выход.
Сколько зарабатывает каршеринг на штрафах?
Сначала коротко опишу процесс аренды машины для тех, кто каршеринг не использовал.– Вы находите машину в приложении на карте, бронируете. В этот момент вы как бы подписываете оферту с сервисом, что машина перешла вам в аренду.
– По-хорошему, пользователь должен тщательно осмотреть машину сфотографировать ее со всех сторон.
– Совершаете поездку
Часто пользователи не фотографируют машину подробно, иногда задевают машиной препятствия. И в первом, и во втором случае при повреждении каршеринг выставляет пользователю счет. То есть ты можешь или недостаточно подробно сфоткать машину, или врезаться куда-нибудь. Неважно, какой величины твой проступок, все это достаточное основание для того, чтобы повесить на тебя повреждение.
По данным отчетов Делимобиль для инвесторов, в 2024 каршеринг получил 4,009 млрд на штрафах, сдавая 31 700 машин. Из общей выручки в 27,897 млрд ₽.
Поборы каршеринга это:
Как мы помним из логики выше, доходность самой аренды стала не очень интересной. А вот на доходность штрафов давайте посмотрим.– Штраф на штрафы, например, ГАИ берет с вас 1 000 ₽, а каршеринг 1100 ₽ и 100 ₽ в карман.
– Штрафы за нарушения по договору: дрифт, несообщение о ДТП и пр.
– Деньги за повреждения машины.
Когда я написал небольшую статью про свои штрафы в Делимобиль, она попала в поисковую выдачу и стала показываться людям по запросам вроде “угрожает делимобиль”.

И мне начали писать пострадавшие.
Судя по тому, что мне показывали и рассказывали, больше всего денег каршеринг хочет за повреждения машины. То есть якобы на их ремонт. Но, по-моему опыту, и по опыту 7 пострадавших, с которыми я поговорил, суммы, которые называл каршеринг за повреждения, в несколько раз отличались от реальных цен на ремонт авто.
Я поговорил с владельцем автосервиса, чтобы понять сколько реально стоит починить то или иное повреждение. И сравнил с ценой, которую требует каршеринг.
Притертость Фольксваген поло – 20 346 ₽ (эту цену требовал каршеринг)
Все началось с того, что я и сам с этим столкнулся. Это мои скрины.

Сумму сразу стараются списать с карты

Итак, за конкретную притертость каршеринг требовал 20 346 ₽. Мы посмотрели на притертость с владельцем автосервиса, и оказалось, что рыночная цена такого ремонта 5 000 ₽. То есть каршеринг планировал не просто компенсировать свои убытки, но и отлично заработать.

Итого выставляя клиенту ущерб в размере 20 346 ₽, каршеринг планирует заработать 15 346 ₽ чистой прибыли с учетом возмещения всех своих убытков.
Фольксваген поло: задний бампер и крышка багажника – 450 000 ₽ (эту цену требовал каршеринг)

За крышку багажника и задний бампер каршеринг требовал 450 000 ₽. Мы посмотрели на это с владельцем автосервиса и оказалось, что рыночная цена такого ремонта от силы 50 000 ₽.

Выставляя клиенту ущерб в размере 450 000 ₽, каршеринг планирует заработать 400 000 ₽ чистой прибыли с учетом возмещения всех своих убытков.
Вмятина на бампере – 170 000 ₽ (эту цену требовал каршеринг)

За вмятину на бампере каршеринг требовал 170 000 ₽. Рыночная цена такого ремонта – 30 000 ₽.

Выставляя клиенту ущерб в размере 170 000 ₽, каршеринг планирует заработать 140 000 ₽ чистой прибыли с учетом возмещения всех своих убытков.
Фольксваген поло: бампер и решетка – 97 400 ₽ (эту цену требовал каршеринг)


За бампер и решетку каршеринг хотел – 97 400 ₽. Рыночная цена такого ремонта – 30 000 ₽.

Выставляя клиенту ущерб в размере 97 400 ₽, каршеринг планирует заработать 67 400 ₽ чистой прибыли с учетом возмещения всех своих убытков.
Как видим, маржинальность на бОльших повреждениях – выше.
Важно, что расходы на ремонт посчитаны, если мы бы ремонтировались в стороннем автосервисе. Конечно, у такого крупного автопарка, как каршеринг, автосервис свой, автомеханики свои. А, помимо этого, часть своих машин им выгодно не продавать, а организовать внутреннюю авторазборку, так как обычно машина по запчастям стоит дороже, чем целиком. Разобрал машину, получил донора запчастей, делаешь автофранкенштейнов, дополнительно экономишь.
Поэтому, конечно, тут ребята тоже круто экономят от этой суммы.
Вы уже чувствуете, что это очень прибыльное направление, теперь важно получить как можно больше таких доходов.То есть получается такой бизнес на автосервисе, где клиенты вынуждены покупать ремонт х4 от рыночной цены.
Как каршеринг старается заработать на штрафах побольше?
В сборе долгов тоже много нюансов. Граждане не очень-то хотят платить х4 за цену ремонта, поэтому ребята стараются использовать лучшие практики коллекторов.1. Оплатите сегодня до конца дня, или суд, ГАИ, лишение прав

2. Угрозы
На вас давят, вам угрожают, сильно завышая возможные последствия.


– Если не заплатите нам, то через суд заплатите нам штраф + пени + недозаработанные каршерингом деньги

– Если не заплатите, вас лишат прав

Один пострадавший вступил в полемику с менеджерами каршеринга, такие переписки сразу на доску почета коллекторской практики.




3. Скидка
Если внутренние коллекторы сервиса видят, что вы подумываете об оплате, но все никак не платите, вам могут сделать скидку. Маржа все равно огромная, а коллекторы и суд дороже для них, чем такая акция щедрости.

4. Цепочка арендаторов
Это уже схема предположительная, но возможная. Царапину заметить сложно, а люди часто не осматривают и не фотографируют машину подробно.

Такую царапину можно пропустить, особенно если на дворе зима, темно, а вы спешите.
И вот письма счастья, возможно, получает не один человек, а сразу вся цепочка арендаторов, которые пропустили царапину. Тогда вместо 20 000 ₽ можно собрать 100 000 ₽.
Допустим на этой машине катались 5 человек, и никто не заметил царапину. Тогда каршеринг может отправить письмо с просьбой оплатить штраф всем пятерым пользователям.
В этом плане притертость для каршеринга может быть интереснее, чем крупное повреждение. Что-то серьезное вы с меньшей вероятностью пропустите.
5. Получают страховку
Вот это направление тоже осталось для меня нерасследованным. Тут только предположения.
Все машины Делимобиль в лизинге. Это факт, это можно увидеть на rusprofile. Лизинги дают только при наличии КАСКО. Да и такому автопарку, как Делимобиль, без страховки никак. Но если у ребят страховка, почему за повреждения выбивают деньги они, а не страховая?
Ок. Мелкие повреждения может не включать договор страховки, чтобы сэкономить на страховом платеже. Но с более серьезным ущербом должна работать страховая.
Но вряд ли же ребята могут выбить деньги сами, а потом еще и получить деньги со страховой? Вряд ли же?
Если клиент не заплатил сразу?
В этом случае каршеринги либо идут в суд, либо к коллекторам.Суд
Из 7 человек, которые написали мне, в суд не подали ни на кого. Я поговорил с автоюристами и мы предполагаем, что в суд есть смысл идти с большими повреждениями. Потому что суд для каршеринга – это расходы на юристов, которые будут бодаться с гражданами во всех инстанциях. И, если посмотреть дела на сайте мосгорсуда, так и есть.

Цитата пострадавшего
Коллекторы
Рассматриваемый нами каршеринг работает на потоке с огромной коллекторской фирмой, и если внутренние коллекторы так и не смогли ничего добиться, долг продают.
Средняя цена продажи долга по рынку около 50%. То есть тут каршеринг жертвует маржинальностью, но, так или иначе, зарабатывает сильно больше, чем на аренде.
Например, каршеринг выставил человеку штраф на 450 000 руб, коллектор покупает долг у каршеринга за 225 000 руб, а потом пробует выбить все 450 000 руб с клиента каршеринга.

Коллекторы могут купить долг, а могут просто получить право работать с должником.
Факт долга каршеринг подтверждает договором.
То есть, чтобы коллекторы начали с вами “работать”, идти в суд не нужно.
Это как переписать ипотеку на другого человека.
Как защитить себя от каршеринга?
Я обсудил эти проблемы с автоюристами, и они дали подробный план действий. За пояснения спасибо автоюристу Оресту Мацала и юристу Екатерине из Destra Legal.Оплатите сегодня до конца дня!
Как бороться? Никак. Если не заплатите мгновенно, ничего не произойдет. Каршеринг еще пару недель будет пробовать самостоятельно получить с вас деньги. Будут слать пуш-уведомления, письма на электропочту, смс-сообщения.
Угрозы ГАИ и лишения прав.
Есть постановление пленума Верховного суда №20, которое говорит, что такое оставить место ДТП.
Человек понимает, что произошло ДТП, и бежит, чтобы избежать наказания.
Но каршеринг должен доказать факт ДТП. Договора аренды авто недостаточно, чтобы признать наличие ДТП, по части второй 12.27 Коап РФ.
Наказать вас могут, только если найдутся свидетели или видеофиксация камер городского видеонаблюдения. Если этого нет, наказания за оставления места ДТП быть не может.
Потертость тоже будет считаться ДТП.
Если вы припарковали машину, а ее поцарапал школьник – это не ДТП.ДТП – это любое событие при движении машины по дорогам общего пользования, при котором пострадали люди или причинен имущественный ущерб.
Вывод:
Если вы врезались в кого-то во время движения, то вы обязаны регистрировать ДТП, и каршеринг с большой вероятностью получит с вас деньги через суд.
Если вы врезались, например, в столб и никому ничего не сказали, уехали, вас могут обвинить в оставлении места ДТП только при наличии свидетелей или записи камер видеонаблюдения.
Если вы просто не сфотографировали машину, ни в кого не врезались, но на вас вешают чужую царапину, никакого участия ГАИ тут быть не может.
Как вести себя в суде?
Суды часто занимают сторону каршеринга. Есть понятие свобода договора и свобода присоединения. Если вы открыли приложение или сайт каршеринга, прошли авторизацию, и поставили галочку: ознакомился с пользовательским соглашением, то значит вы со всем согласились. И, если согласились, то договорной штраф должны заплатить.
Если вы не сделали фото, а машину на стоянке задел мусоровоз, следующий пользователь зафиксирует повреждения, и вы автоматически становитесь виновны в этой царапине по договору каршеринга.
Но бороться в суде нужно, как минимум чтобы снизить сумму ущерба.
- Сходите в полицию и запросите камеры видеофиксации, где оставили автомобиль. Может быть, там был свидетель. Если видно третье лицо, причинившее ущерб, можно переадресовать претензию.
- Запросите у каршеринга в суде, сделал ли фотографии следующий пользователь. Бывает, что целая цепочка арендаторов не делает фото. 3-5 водителей. Если выяснится, что таких фото нет, то дело сыпется на том, почему претензии именно к нам.
3. Если суд не принимает возражения, то используем 333 статью ГК РФ. Если сумма пени штрафа, неустойки явно несоразмерна, то суд по требованию может снизить ее до разумных пределов. Но происходит это тоже не всегда. Однако автоюрист Орест Мацала не встречал, чтобы суд присудил неустойку выше, чем сама сумма долга.
В части самого вреда работает 16-я статья о защите прав потребителей. Если независимая экспертиза скажет 60 000 ₽, а каршеринг скажет 400 000 ₽. Суд может снизить сумму ущерба.
Но об этом нужно заявить, что это попытка неосновательно обогатиться. Статья 1-я и 10-я ГК РФ. Предупредим автоэксперта об ответственности за ложную экспертизу.
Как вести себя с коллекторами
У коллекторов по 203 федеральному закону есть ограничения.
Через 4 месяца после начала требования долга, можно отправить отказ от взаимодействия, и они не имеют права звонить, писать. Только почта России. То есть позвонить вам могут не больше 32 раз за все время.Звонить вам могут не чаще 8 раз в месяц.
Звонить родственникам – нельзя.
Использовать мессенджеры – нельзя.
Приходить – нельзя.
Угрозы, давление – нельзя.

Если коллекторы, что-либо из этого нарушили, пишем заявление в службу судебных приставов. Статья 14.57 КоаП РФ о нарушении законодательства о возврате просроченной задолженности.
Пристав может наложить возмещение морального вреда на коллекторов.
По нашей практике каршеринги нечасто привлекают коллекторов для взыскания долга (коллега насчитал 2-3 таких случая). В таком случае мы обычно оспариваем основание штрафа) и параллельно жалуемся на действия коллекторов.
Юрист Екатерина, Destra LegalПри этом в оферте каршерингов содержится автоматическое согласие на уступку (т.е. на то, что долг перейдет к коллекторскому агентству) чуть ли не через 3 дня после просрочки оплаты.
Как ударить каршеринг в ответ?
Я (автор статьи) столкнулся с обвинениями каршеринга 3 раза. Во всех случаях ни ДТП, ни царапин во время аренды не было, но я не фотографировал автомобиль. Вот как действовал.
1-й раз я заявил о невиновности, описал план действий с Роспотребнадзором и Генпрокуратурой из совета выше. Этих существительных хватило, чтобы Делимобиль отозвал претензии на 20 000 ₽ за царапину.
…под запись звонка вы у нас подтвердили то, что в вашу аренду ничего не наносилось, никаких повреждений. По факту повреждения есть, до вас автомобиль целый, после вас на начало аренды пользователь фиксирует повреждение. Мы в любом случае автомобиль будем ремонтировать, через свою страховую. Если страховая, ну, захочет, как бы, разобраться, почему появилось там механическое повреждение автомобиля, сами могут принять решение о дополнительной проверке. Ну это мы просто на всякий случай информируем, потому что мы все равно о страховом случае будем заявлять, надо автомобиль ремонтировать. Хороший показательный тогда вот получился для вас кейс, что как бы арендованный автомобиль обязательно фотографируйте.
Это расшифровка звонка сотрудника Делимобиль (у меня на телефоне есть полная запись звонка)Вы приводили аргументы, что у других там сервисов это необязательные действия, у нас как бы мы не можем там автомобили напрямую рассматривать, поэтому в будущем вот фотографируйте всегда автомобиль на начало и на завершение. Пока что счет в приложении отменен, страховой отправим документы, если вдруг Хорошо, да. Спасибо. Да, всё. Хорошего дня. До свидания.
Вот как это прокомментировал анонимный юрист.

Я продолжил пользоваться сервисом, и 2-й раз снова получил претензию от Делимобиль на те же 20 000 ₽ за притертость. Как действовал.
Автоматически написал то же самое и немного нового.

Тут они, видимо, увидели прошлый случай, поняли, что пациент проблемный, и просто отменили.

3-й раз за полгода использования сервисом произошло то же самое. Этот штраф ребята уже не откатили. Жду коллекторов, но сомневаюсь, что они выкупают долги в 20 000 ₽, напишу тут UPD через несколько месяцев, что произойдет.

Моя переписка с Делимобилем
А вот как действовал один из пострадавших:

Выводы
Аренда авто приносит компании Делимобиль 22,7 млрд ₽ в 2024, но с учетом инфраструктуры, удорожания машин и низкой доходности прибыль такого направления от силы 10% – 2,27 млрд ₽.При этом средняя маржинальность штрафов 75% а это:
То есть примерно 2,27 млрд ₽ на аренде и 3,007 млрд ₽ на штрафах. Выводы, как говорится, у нас на канале вы делаете сами.4,009 млрд ₽ * 75% = 3,007 млрд ₽.
Самый выгодный способ для каршеринга – это выбить деньги до суда и коллекторов. В суде могут отсудить не ту сумму, коллекторы купят долг за половину стоимости. Поэтому в ход идут все виды угроз.
Большинство людей, конечно, не хочет ни угроз, ни коллекторов, ни судов. Люди чувствуют свою вину и просто платят. А каршеринг зарабатывает на неадекватной цене ремонта.
Почему каршерингу выгоднее потерять клиента, чем взять штраф?
Из-за такой разницы в марже сервису проще выбить с клиента денег и испортить отношения, чем продолжить зарабатывать на аренде.
Если бы я продолжил пользоваться сервисом, то отъездил бы примерно на 120 000 ₽. Если прибыль с моей аренды 10%, то каршеринг бы за год мог рассчитывать на 12 000 ₽. А если сдерни с меня сразу 20 000 ₽ штрафом, прибыли останется – 15 000 ₽, так что зачем ждать, когда можно заработать сразу.

Анонимный юрист
У меня был опыт, когда после банкротства бизнеса по ночным клубам я был должен около 100 людям и организациям, поэтому для меня нет большого стресса пободаться за царапину с делимобилем, но уверен, что многим пользователям это доставляет большой стресс.
Берегите себя и копите на свои машины.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация