Не так давно заезжал в один дилерский центр Лада чтобы поменять масло в рабочей Весте. Обычная рутина, ничего особенного. Но проезжая мимо задней стоянки, чуть не врезался в столб от удивления. Передо мной открылась картина из фильма о постапокалипсисе: ряды новеньких Лад, покрытых толстым слоем пыли, с листьями на капотах и разводами от дождя на лобовых стеклах.
Весты, Гранты, Нивы — все выглядело так, будто их забросили месяцы назад. Решил зайти к знакомому менеджеру Сергею — может, он объяснит, что здесь происходит.
Сергей встретил меня с кислой миной. За пять лет работы в дилерском центре он повидал всякое, но нынешняя ситуация выбила его из колеи.
«Видел нашу коллекцию на улице? Эти красавцы стоят с марта. Представляешь — почти четыре месяца! Раньше машина могла простоять максимум две недели. Приехал автовоз, выгрузили — через пару дней все разъехались по хозяевам. А сейчас у нас автомобильный музей какой-то».
Цифры говорят сами за себя: продажи Весты в мае рухнули в два раза — с 13 626 до 6 559 штук по сравнению с прошлым годом. Гранта потеряла 35% покупателей. АвтоВАЗ в целом просел на 36,4%. Для главного автобренда страны это катастрофа.
Сергей подвел меня к новенькой Весте и ткнул пальцем в ценник. «Смотри — 1,56 миллиона за базу! За машину без подушек безопасности, с пластиковым салоном и кондиционером в качестве единственной роскоши. Люди читают цену и разворачиваются на 180 градусов».
За полтора миллиона сегодня можно купить приличный китайский кроссовер с панорамной крышей, кожаным салоном и кучей электронных помощников. Или подержанную немецкую машину в хорошем состоянии. А тут предлагают Ладу с оснащением уровня 2010 года.
«АвтоВАЗ объявил скидки до 21%, но даже с ними цены остаются космическими. Складывается ощущение, что руководство живет в параллельной реальности», — добавляет менеджер.
Если раньше 70% машин продавались в кредит, то сейчас кредитных покупателей — кот наплакал. Ключевая ставка 20%, банки дают автокредиты под 25-30% годовых. Кто в здравом уме будет брать Весту под такой процент?
«Вчера пришла молодая семья, хотели Гранту в кредит. Я посчитал переплату — получилось больше миллиона рублей на 7 лет! Они сначала не поверили, потом пересчитали на калькуляторе и ушли. Сказали, лучше еще пару лет на автобусе поездят».
Кредитный канал, который годами кормил АвтоВАЗ, практически пересох. Остались только покупатели за наличные, а их катастрофически мало. Ну или копить деньги на приличный первоначальный взнос.
Самый болезненный удар — конкуренция с китайскими брендами. За те же деньги покупатель получает технологичный кроссовер вместо морально устаревшего седана.
«На прошлой неделе пришла семья, присматривались к Весте. Я честно им сказал: ребята, сходите посмотрите на китайцев. За ваши деньги там получите машину из будущего, а не из прошлого. Знаешь, что они ответили? "Спасибо за честность, так и сделаем"».
Менеджер понимает — такими советами он лишает себя продажи. Но что делать, когда твой товар объективно хуже конкурентов при той же цене?
На стоянке дилерского центра сейчас стоят 80 новых машин. Для сравнения — год назад максимум было 20-25 штук, и то только в период новогодних каникул.
«Руководство каждый день звонит: "Ну как продажи? Когда будете брать новую партию?" А что им отвечать? Что у нас машины стоят месяцами? Что топовая Веста может простоять полгода без покупателя?».
По всей стране ситуация аналогичная. За пять месяцев АвтоВАЗ продал 131 316 автомобилей — значительно меньше планируемых показателей. Первоначальный план в 500 тысяч машин в год выглядит теперь как фантастика.
Инсайдерская информация: в ближайшее время совет директоров АвтоВАЗа рассмотрит вопрос о сокращении производственных планов. Проще говоря, признают поражение и снизят объемы выпуска.
«Нам уже намекнули готовиться к меньшим поставкам. Видимо, наверху поняли — нельзя производить то, что не покупают. Лучше сделать меньше машин, чем устраивать распродажи со скидками в половину стоимости».
Президент АвтоВАЗа Максим Соколов уже заявил, что ожидает падения продаж в июне еще на 25%. Честное признание катастрофы.
Единственная надежда — новая модель Lada Iskra, которая должна появиться в конце лета. Современный дизайн, свежие технологии — возможно, это переломит ситуацию.
«Искра — наш последний шанс. Если и ее завалят ценами или оснащением, то можно закрывать лавочку. Люди терпеливые, но не безграничные», — надеется Сергей.
Покидая салон, я еще раз оглянулся на кладбище непроданных машин. Эта картина — идеальная метафора состояния отечественного автопрома. Когда завод год назад хвастался ростом продаж на 30%, мало кто предполагал такой крутой пике.
АвтоВАЗ столкнулся с жестокой реальностью современного рынка: покупатель голосует рублем за качество, технологии и адекватные цены. Бренд сам по себе уже не продает — нужно реальное соотношение цена-качество.
Можно долго ругать кризис, санкции и высокие ставки. Но главная проблема — в зеркале. Когда предлагаешь вчерашние технологии по завтрашним ценам, результат предсказуем.
Остается надеяться, что болезненный урок пойдет впрок. Иначе задние парковки дилерских центров так и останутся музеями автомобильной индустрии — красивыми, но мертвыми.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Весты, Гранты, Нивы — все выглядело так, будто их забросили месяцы назад. Решил зайти к знакомому менеджеру Сергею — может, он объяснит, что здесь происходит.
«Мы превратились в автомобильный музей»
Сергей встретил меня с кислой миной. За пять лет работы в дилерском центре он повидал всякое, но нынешняя ситуация выбила его из колеи.
«Видел нашу коллекцию на улице? Эти красавцы стоят с марта. Представляешь — почти четыре месяца! Раньше машина могла простоять максимум две недели. Приехал автовоз, выгрузили — через пару дней все разъехались по хозяевам. А сейчас у нас автомобильный музей какой-то».
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Цифры говорят сами за себя: продажи Весты в мае рухнули в два раза — с 13 626 до 6 559 штук по сравнению с прошлым годом. Гранта потеряла 35% покупателей. АвтоВАЗ в целом просел на 36,4%. Для главного автобренда страны это катастрофа.
Ценники как в автосалонах Bentley
Сергей подвел меня к новенькой Весте и ткнул пальцем в ценник. «Смотри — 1,56 миллиона за базу! За машину без подушек безопасности, с пластиковым салоном и кондиционером в качестве единственной роскоши. Люди читают цену и разворачиваются на 180 градусов».
За полтора миллиона сегодня можно купить приличный китайский кроссовер с панорамной крышей, кожаным салоном и кучей электронных помощников. Или подержанную немецкую машину в хорошем состоянии. А тут предлагают Ладу с оснащением уровня 2010 года.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
«АвтоВАЗ объявил скидки до 21%, но даже с ними цены остаются космическими. Складывается ощущение, что руководство живет в параллельной реальности», — добавляет менеджер.
Кредитный капкан захлопнулся
Если раньше 70% машин продавались в кредит, то сейчас кредитных покупателей — кот наплакал. Ключевая ставка 20%, банки дают автокредиты под 25-30% годовых. Кто в здравом уме будет брать Весту под такой процент?
«Вчера пришла молодая семья, хотели Гранту в кредит. Я посчитал переплату — получилось больше миллиона рублей на 7 лет! Они сначала не поверили, потом пересчитали на калькуляторе и ушли. Сказали, лучше еще пару лет на автобусе поездят».
Кредитный канал, который годами кормил АвтоВАЗ, практически пересох. Остались только покупатели за наличные, а их катастрофически мало. Ну или копить деньги на приличный первоначальный взнос.
Китайцы наступают по всем фронтам
Самый болезненный удар — конкуренция с китайскими брендами. За те же деньги покупатель получает технологичный кроссовер вместо морально устаревшего седана.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
«На прошлой неделе пришла семья, присматривались к Весте. Я честно им сказал: ребята, сходите посмотрите на китайцев. За ваши деньги там получите машину из будущего, а не из прошлого. Знаешь, что они ответили? "Спасибо за честность, так и сделаем"».
Менеджер понимает — такими советами он лишает себя продажи. Но что делать, когда твой товар объективно хуже конкурентов при той же цене?
Склады превратились в автопарки
На стоянке дилерского центра сейчас стоят 80 новых машин. Для сравнения — год назад максимум было 20-25 штук, и то только в период новогодних каникул.
«Руководство каждый день звонит: "Ну как продажи? Когда будете брать новую партию?" А что им отвечать? Что у нас машины стоят месяцами? Что топовая Веста может простоять полгода без покупателя?».
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
По всей стране ситуация аналогичная. За пять месяцев АвтоВАЗ продал 131 316 автомобилей — значительно меньше планируемых показателей. Первоначальный план в 500 тысяч машин в год выглядит теперь как фантастика.
Производственные планы летят в тартарары
Инсайдерская информация: в ближайшее время совет директоров АвтоВАЗа рассмотрит вопрос о сокращении производственных планов. Проще говоря, признают поражение и снизят объемы выпуска.
«Нам уже намекнули готовиться к меньшим поставкам. Видимо, наверху поняли — нельзя производить то, что не покупают. Лучше сделать меньше машин, чем устраивать распродажи со скидками в половину стоимости».
Президент АвтоВАЗа Максим Соколов уже заявил, что ожидает падения продаж в июне еще на 25%. Честное признание катастрофы.
Луч надежды или последняя соломинка
Единственная надежда — новая модель Lada Iskra, которая должна появиться в конце лета. Современный дизайн, свежие технологии — возможно, это переломит ситуацию.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
«Искра — наш последний шанс. Если и ее завалят ценами или оснащением, то можно закрывать лавочку. Люди терпеливые, но не безграничные», — надеется Сергей.
Урок для всей отрасли
Покидая салон, я еще раз оглянулся на кладбище непроданных машин. Эта картина — идеальная метафора состояния отечественного автопрома. Когда завод год назад хвастался ростом продаж на 30%, мало кто предполагал такой крутой пике.
АвтоВАЗ столкнулся с жестокой реальностью современного рынка: покупатель голосует рублем за качество, технологии и адекватные цены. Бренд сам по себе уже не продает — нужно реальное соотношение цена-качество.
Можно долго ругать кризис, санкции и высокие ставки. Но главная проблема — в зеркале. Когда предлагаешь вчерашние технологии по завтрашним ценам, результат предсказуем.
Остается надеяться, что болезненный урок пойдет впрок. Иначе задние парковки дилерских центров так и останутся музеями автомобильной индустрии — красивыми, но мертвыми.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация