
«Нунчи» — когда слова не нужны
Представьте себе ситуацию: на совещании руководитель внезапно замолкает — его губы сжаты, брови сдвинуты, лицо напряжено. Человек с развитой интуицией сразу поймет — пора сменить тему, не дожидаясь явной реакции. Или: новый сотрудник получает от руководителя задание. «Это не срочно», — формально говорят ему, но выражение лица и интонация свидетельствуют об обратном — необходимо выполнить задачу как можно раньше. Подчиненный уловил тон и немедленно взялся за дело. В итоге проект выполнен в срок, а новенький заслужил уважение.«Это и есть настоящее нунчи — умение прочувствовать ситуацию без слов и понять суть невысказанного, — рассказывает Forbes старший управляющий корейской компании с представительством в России
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Вон-Сок Чой. — В корейской культуре нунчи практически базовое условие для эффективного общения».
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
(кор. 눈치 — «измерение глазом» или в буквальном переводе «энергетический импульс глаз») — способность понимать чувства и ситуацию без объяснения. В Корее считается, что философия нунчи столь же древняя, как
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
страны, но первое упоминание слова датируется XVII веком, когда оно было записано китайским иероглифом 眼勢 и затем переложено корейскими буквами. Близкие понятия нунчи — эмоциональный интеллект, интуиция, наблюдательность, адаптивность, смекалистость, шестое чувство. «Существует корейское выражение: «Половина социальной жизни — это нунчи». Нунчи нужен, чтобы ладить с людьми, получать от них то, что вы хотите в чисто прагматическом смысле и защищать себя от опасности», —
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
понятие Юни Хонг, автор книги «Нунчи. Корейское искусство предугадывать поступки людей и мягко управлять любой ситуацией». По ее словам, в то время, как среднестатистический человек входит в комнату, сосредоточившись только на нескольких людях (тех, кто ему нравится или не нравится), опытный практик нунчи делает мысленный снимок всей комнаты и считывает не только общую атмосферу, но и ее возможные причины («Только что зашел чей-то бывший?»). Юни Хонг в своей книге сформулировала восемь
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
нунчи. Вот как они выглядят. - Очистить разум. Отбросить предубеждения и наблюдать с проницательностью.
- Помнить о нунчи-эффекте наблюдателя. Входя в комнату, человек уже меняет ее своим присутствием, не произнеся ни слова.
- Если человек только вошел в комнату, нужно помнить, что все остальные присутствовали в ней дольше него. Следует понаблюдать за ними, чтобы получить информацию.
- Не упускать возможность промолчать. Если подождать достаточно долго, на большинство вопросов ответят, и не придется произносить ни слова.
- Не игнорировать манеры. Их придумали для того, чтобы люди чувствовали себя комфортно.
- Читать между строк. Люди не всегда говорят то, что думают, и это их прерогатива.
- Помнить, что иногда нечаянный вред может оказаться столь же болезненным, как и намеренный. Нужно стремиться к округлости, а не к шероховатости.
- Быть ловким и быстрым. Быстро собирать информацию, быстро ее обрабатывать, быстро адаптироваться.
Всегда настроенные антенны
«Чтобы понять нунчи, следует знать, что Азия относится к
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, где большая часть информации передается не вербально, а через намеки, тон, поведение и атмосферу: какая реакция собеседника, какие его скрытые ожидания, каков баланс сил. Нунчи — способность «считывать воздух» и как следствие, добиваться результата там, где прямой подход не срабатывает», — рассказывает Forbes основатель и председатель совета директоров Koru Pharma
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, участник
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
«30 до 30» Forbes Asia. Уровень владения нунчи измеряется скоростью,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Юни Хонг: «корейцы не говорят, что у вас хороший нунчи, они говорят, что у вас быстрый нунчи. Например, чувствуете ли вы, когда хозяин тайно хочет, чтобы вы ушли, точно ли вы чувствуете опасность раньше других?». Профессор русской культуры и литературы Сувонского университета, переводчик и писатель Илья Беляков подтверждает: в корейском обществе ценят тех, у кого нунчи развит. «У него быстрый нунчи» означает высшую похвалу и проявление благосклонности со стороны начальства и старшего поколения. Кореец с быстрым нунчи все схватывает на лету, быстро учится, все в его руках спорится. Нунчи — призыв к действию, когда жарко, нужно открыть окно. «Антенны должны быть настроены всегда», — добавляет Роман Вернидуб.
В азиатской культуре, по словам Белякова, гармония в общении является приоритетом, и по этой причине в Корее не принято давать отказ в прямом виде. «Нигде и ни в какой ситуации кореец не скажет вам «нет» прямо, пусть даже ваш запрос переходит границы разумного. Частично это делается во имя избежания конфликта, частично, ради сохранения лица. Но итог один: если положительный ответ дается сразу и явно, то отрицательный идет подстрочным намеком, который должен быть считан».
Писатель вспоминает, как в его первый визит в Корею 25 лет назад его раздражала фраза «скорее всего, это выполнить будет крайне трудно»: «Я продолжал настаивать: трудно — это же не невозможно. А мне снова: «ну, как вам сказать, это будет очень тяжело, надо еще поспрашивать, подумать». Прошло много лет прежде чем до меня дошло: слово «трудно» этом контексте для корейцев языке означает «точно нет», это прямой отказ».
— Встретимся в выходные на кофе?
— Ой, мне кажется, будет трудно...
В этом и заключается суть нунчи — уловить истинный посыл собеседника вне зависимости от произнесенных слов. Другими косвенными выражениями отказа могут быть фразы: «я подумаю»; «я свяжусь с вами чуть позже» (на самом деле означает «не уверен, что это вообще произойдет»).
«И эти речи — ложь», — сказали мне.
«Те речи — тоже ложь», — сказали мне.
Ну, как узнать, где правда и где ложь?
Известно это лишь на небесах.
Неизвестный корейский автор
Корейские экивоки и бизнес
На бизнес-конференции с корейскими партнерами обед вам пришелся не по вкусу — пища оказалась острой, непривычной. Следующие два часа вы с тоской думаете, где бы перекусить. И вдруг на кофе-брейке вы с удивлением обнаруживаете перед собой горячий кофе и аппетитный сэндвич. Оказывается, корейские партнеры заметили, что поели вы мало, при этом невольно морщили нос. «Пожалуй, в чтении мимики корейцам нет равных», — говорит Илья Беляков, основываясь на опыте взаимодействия с представителями различных культур.Судя по комментариям собеседников Forbes, понятие нунчи в той или иной степени известно практически всем корейцам, независимо от места рождения. Основательница Wildberries, глава ООО «РВБ»
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в разговоре с Forbes при этом отметила, что не считает, что успех в бизнесе как-то связан с этим обстоятельством и с национальностью в принципе. «Не думаю, что называть нунчи «третьим глазом» или «шестым чувством» правильно. Упорство, терпение, сила, которая не дает останавливаться на первом же поражении, вера в себя — скорее, все зависит от личных качеств человека». Роман Вернидуб в то же время убежден, что в Корее без определенного уровня нунчи построить успешный бизнес просто невозможно. Нунчи в контексте бизнеса — стратегическая интуиция, адаптированная под корейский культурный код, где успех сделки зависит не от цены или условий, а от того, как вы поймали момент: когда нужно промолчать, когда уступить, а когда напротив — проявить твердость, отмечает он.
Корейские партнеры часто проверяют не то, что вы говорите, а как вы говорите и насколько способны понять ситуацию без слов. Умение считывать сигналы — показатель вашего интеллектуального и эмоционального уровня, своего рода тест на зрелость и надежность. Такие «проверки», по опыту Вернидуба, устраиваются нередко: «Например, во время переговоров корейцы могут намеренно сделать паузу или опустить важную деталь, а за ужином наблюдать, как вы ведете себя за столом: кому подливаете, как проявляете внимание к старшим. Если вы не замечаете такие сигналы — доверие к вам теряется, даже если ваш продукт хороший. Но если реагируете правильно, приглашение сыграть в
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
— тоже завуалированное — не заставит себя ждать. «Нравится ли вам гольф?» — начинает издалека ваш потенциальный бизнес-партнер. И не в ваших интересах говорить: «Не очень», даже если к гольфу вы равнодушны». В Корее гольф
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
элитарным видом спорта, день игры стоит тысячи долларов. В связи с этим вопрос о гольфе — это важное для вашего собеседника решение и серьезное предложение о сближении, а отказ с вашей стороны может означать разрыв связей.Как рассказывает Forbes предприниматель Станислав Тен деловой этикет Южной Кореи имеет свои особенности. Корейские бизнесмены настойчивы и ориентированы на результат. «Чтобы добиться хороших условий, вам нужно быть готовым предоставить цифры и доказательства, обосновать свою позицию. Также важно соблюдать деловой дресс-код», — предупреждает предприниматель, чей опыт делового взаимодействия с азиатскими партнерами начался еще в нулевые. Корейская культура подразумевает иерархию, «но без фанатизма, как в Японии», подчеркивает Тен: «У корейцев на переговорах все-таки на первом месте цифры и логика».
После переговоров начинается самое интересное — приглашение на «неформальную» часть встречи, которая на самом деле не менее важна, чем официальная. «Происходит смена декораций, компания перемещается из офиса в ресторан, — вспоминает Тен. — В этот момент атмосфера совершенно меняется, все становится уже не так ясно, как на переговорах». Включается другая система взаимоотношений, где корейцы используют, по словам бизнесмена, «экивоки». Например, нужно оплатить счет, а они начинают устраивать театральное соревнование, кто заплатит первым. Или, как понять, что пора закругляться? Российские бизнесмены могут прямо сказать: «Ну что, давайте заканчивать. Всем спасибо, были рады встретиться, будем на связи». Корейские партнеры могут предложить: «А не хотите прогуляться по парку?». «Не надо воспринимать приглашение буквально, — отмечает Тен. — Выйдя на улицу, просто расходитесь и не забудьте поблагодарить своих зарубежных партнеров».
«Корейцы все еще
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
визитными карточками, и этот обмен приближается к церемониальному уровню: вы должны взять и получить ее обеими руками, как будто она хрупкая, и уважительно изучить ее в течение нескольких секунд. Этот ритуал дает всем сторонам возможность сделать паузу и использовать свой нунчи — оценить друг друга на глаз, чтобы получить представление о подразумеваемой иерархии и о том, рассчитывает ли кто-то на будущего союзника или врага. Он также связывает дающего с получателем, закладывая основу для доверия», — рассказывает Юни Хонг в своей книге. Только на одном нунчи экономика и бизнес не строятся, делает вывод Вон-Сок Чой. «И все же в корейской системе это точно один из скрытых, но важных факторов в построении взаимоотношений», — говорит он.
Стать своим среди опытных пользователей нунчи
На самом деле, нунчи не сугубо корейское качество, допускает Вон-Сок Чой, он встречал и европейцев, которые чувствуют нунчи. Бизнесмен вспоминает одного делового партнера из Германии — тот на встрече с корейской стороной вел себя сдержанно: не перебивал, слушал внимательно, слегка наклонив голову, на ужине говорил по делу. «Возможно вы тоже владеете нунчи, если умеете наблюдать и чувствовать происходящее вокруг, — говорит Чой. — Это вопрос скорее опыта, а не национальности».Илья Беляков и Роман Вернидуб считают, что европейцу освоить искусство нунчи при желании и с течением времени все-таки по силам. Так, на то, чтобы «вникнуть во все эти сложности» у Белякова ушло внушительное количество лет, но сейчас он чувствует себя достаточно комфортно. Вернидуб же надеется, что за 17 лет своего проживания в Корее научился чувствовать людей, читать между строк и уважать негласные правила.
Но есть нюанс: корейцы культивируют нунчи с раннего возраста, зная это слово к трем годам, подчеркивает в своей книге Юни Хонг. По мнению Татьяны Ким, чтобы на себе прочувствовать нунчи, нужно понимать корейскую культуру и быть знакомым с особенностями корейского воспитания: корейцам с детства прививают уважение к старшим, учат слушать и слышать, действовать во благо, а не вопреки. «С одной стороны, создается дистанция, с другой — предполагается вовлечение в проблемы и нужды окружающих — вместе это помогает лучше понять человека. Если развит эмоциональный интеллект, то появляется желание вдохновлять примером и «заряжать» людей уверенностью, а не просто тянуть за собой».
Георгию Киму, директору по логистике «ВсеИнструменты.ру», о нунчи рассказывали в детстве его корейские бабушки и дедушки. «До определенного возраста я не рассматривал такие истории всерьез, а сейчас, наоборот, хочется задать столько вопросов», — признается он Forbes. Еще в институте, подрабатывая в небольшой строительной компании, Георгий стал замечать, как важно уметь чувствовать атмосферу и людей, и насколько это влияет на управленческие решения. Позже, он возглавлял международные команды и взаимодействовал с ведущими мировыми логистическими провайдерами, на опыте убеждаясь в том, что эффективное управление строится не только на анализе данных, но и умении чувствовать контекст — от хода переговоров до тонких культурных особенностей рынков. Нунчи, считает Георгий Ким, это больше, чем интуиция. По его мнению, нунчи позволяет руководителю видеть более полную картину бизнеса не только в цифрах, но и в том, что касается человеческих взаимодействий и отношений. Как следствие, в долгосрочной перспективе это помогает принимать более точные управленческие решения.
Дело даже не в том, что нунчи — это нечто трудно уловимое и непостижимое, просто разные культуры по-разному смотрят на принципы общения, рассуждает Беляков. В русской культуре принято выражать свои мысли довольно открыто и откровенно, в корейской важно найти грань между «скажу все, что думаю» и «останусь вежливым и подниму настроение собеседнику».
Собеседники Forbes практически в один голос признают: даже зная о принципах нунчи, вы вряд ли станете «своим» среди корейцев, но, вооружившись простой логикой и здравым смыслом, вполне сможете выстроить нормальные рабочие и дружеские отношения. Надо всего лишь быть скромными, вежливыми, внимательными, подмечать детали и проявлять искренний интерес к стране и ее культуре.
«Если
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
так хорош, почему мир его еще не использует? — задается вопросом Юни Хонг. — Что ж, некоторые аспекты нунчи ужасают западный разум XXI века. Нунчи требует, чтобы вы признали ценность коллективизма, интроверсии и, прежде всего, никогда не упускали хорошую возможность заткнуться».
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация