Почему советский грузовик ГАЗ-66 прозвали «Шишигой», как он появился и куда исчез

vaspvort

Ночной дозор
Команда форума
Модератор
ПРОВЕРЕННЫЙ ПРОДАВЕЦ
Private Club
Старожил
Migalki Club
Меценат💰️
Регистрация
10/4/18
Сообщения
5.229
Репутация
10.058
Реакции
15.617
RUB
1.045
Сделок через гаранта
18
Советский грузовик ГАЗ-66 — одна из самых узнаваемых машин своего времени. Его разработали в 1957 году, а серийное производство началось в 1964 году. Машина быстро стала популярной благодаря своей универсальности и выдающейся проходимости. При этом «Шишига», как прозвали её в народе, вызывала не только восхищение, но и немало критики. Что стояло за этим прозвищем, как появился грузовик и почему он исчез с дорог?




Разработка и особенности конструкции​

Работа над ГАЗ-66 началась в период активного промышленного развития СССР. Советская армия и народное хозяйство нуждались в универсальном грузовике, способном уверенно передвигаться по бездорожью. Изначально инженеры столкнулись с проблемой нехватки подходящих двигателей, но к 1964 году, благодаря разработке нового мотора ЗМЗ-513 мощностью 125 л.с., ГАЗ-66 начал сходить с конвейера.



Главной особенностью машины стала кабина над двигателем. Это решение позволило сократить длину автомобиля, улучшить развесовку и . Машина оказалась идеально сбалансированной для эксплуатации в условиях бездорожья. Полный привод, блокировка дифференциалов и высокий (315 мм) делали её незаменимой на разбитых дорогах, в полях и горах.

Что означает прозвище «Шишига»​

Подобно многим автомобилям советской эпохи, этот грузовик тоже обзавёлся своим народным прозвищем. Слово «Шишига» в славянской мифологии ассоциируется с болотным духом, который водил путников кругами по лесу. Такое название прижилось из-за созвучия номера модели — «шестьдесят шесть» и «Шишига». Это прозвище подчёркивало уникальность машины, способной пробираться туда, где не пройдёт другая техника.



Однако это прозвище имело и второе дно. Для многих водителей «Шишига» была трудной в управлении из-за своего высокого центра тяжести и своеобразного поведения на дороге. Эти черты тоже нашли отражение в народной молве.



Где и как использовали ГАЗ-66, а также какие были проблемы​

ГАЗ-66 стал незаменимым помощником в армии. Машину широко использовали в Воздушно-десантных войсках, так как её компактные размеры позволяли транспортировать её на самолётах или сбрасывать с парашютами. Кроме того, «Шишига» активно использовалась в пограничных войсках, где её проходимость и надёжность были вне конкуренции. Машина также нашла применение и в народном хозяйстве. Её ценили в сельском хозяйстве, геологоразведке и строительстве. Грузовик мог перевозить до 2 т груза, что делало его универсальным решением для работы в самых суровых условиях.



Несмотря на множество плюсов, у грузовика были и недостатки. Один из главных — это высокий центр тяжести, из-за чего машина могла опрокинуться при резком маневрировании. Кроме того, кабина, расположенная над двигателем, сильно нагревалась летом и оставалась холодной зимой, что вызывало неудобства у водителей. Ещё одной проблемой было отсутствие комфортной подвески. Грузовик был настоящим «вездеходом», но за это приходилось платить жёсткостью хода. На разбитых дорогах водители часто жаловались на тряску и вибрации.

Успех, награды и исчезновение «Шишига»​

Несмотря на сложности, грузовик стал настоящим успехом. В 1975 году он получил Государственный знак качества, а на международной выставке в Лейпциге был удостоен Золотой медали. Экспортные версии «Шишиги» поставлялись в десятки стран, включая государства Африки, Азии и Латинской Америки. Для каждого рынка создавались свои модификации: тропические версии с усиленной системой охлаждения, или более комфортные модели для умеренного климата.

К началу 1990-х годов конструкция ГАЗ-66, которая на момент своего дебюта считалась революционной, начала не соответствовать новым требованиям. Мир автомобильной промышленности быстро развивался, и то, что раньше воспринималось как инновация, теперь стало недостатком. ГАЗ-66 оставался верным своей задаче — простоте, надёжности и проходимости, но этого уже было недостаточно. Помимо этого, система безопасности грузовика тоже оставляла желать лучшего: отсутствие современных ремней безопасности и защиты кабины стало критически важным минусом.

Сложности с эксплуатацией в гражданских сферах также сыграли свою роль. Если армия ещё закрывала глаза на ряд недостатков, то в народном хозяйстве грузовик начал уступать более современным моделям с экономичными дизельными двигателями и улучшенными условиями для водителя.

В 1999 году производство грузовика было официально завершено. На замену ему пришел новый », который можно считать идейным наследником «Шишиги». Новый грузовик получил более удобную компоновку с двигателем перед кабиной, что снизило уровень шума и повысило комфорт водителя. Кроме того, «Садко» был адаптирован под дизельные двигатели, что сделало его эксплуатацию более экономичной. Новый грузовик унаследовал проходимость и универсальность своего предшественника, но при этом стал более приспособленным к требованиям современного мира.





Тем не менее, «Шишига» не исчезла полностью. Многие экземпляры до сих пор эксплуатируются в отдалённых регионах России и стран СНГ. Их ремонтопригодность и неприхотливость позволяют держать их «на ходу» даже спустя десятилетия после окончания производства.

Итого​

Сегодня ГАЗ-66 стал настоящей легендой советского автопрома. Он остаётся символом надёжности и неприхотливости, воспоминанием о времени, когда техника делалась на совесть. Встречается он уже не так часто, но каждая «Шишига», которую можно увидеть на дорогах, продолжает нести дух той эпохи, когда автомобили были простыми, но надёжными. Этот грузовик — не просто средство передвижения, а часть истории, оставившая яркий след в сердцах тысяч водителей, механиков и просто тех, кто имел с ним дело.

 
  • Теги
    авто газ66 шишига
  • Назад
    Сверху Снизу