Статья Личный автотранспорт и личные данные: стук из-под капота.

fenix

Эксперт
Команда форума
Судья
ПРОВЕРЕННЫЙ ПРОДАВЕЦ ⭐⭐⭐⭐⭐
Private Club
Регистрация
26/8/16
Сообщения
9.758
Репутация
53.062
Реакции
52.820
USD
0
Депозит
300 000 рублей
Сделок через гаранта
209
По мере развития технологий сбор данных автомобилями становится все более распространенным явлением: в составе современного авто — несколько взаимосвязанных компьютеров, которые могут генерировать десятки гигабайт данных в час от датчиков по всему автомобилю. Что за данные?

Например, такие:

  • Скорость автомобиля
  • Характер ускорения и замедления
  • Данные GPS о местоположении
  • Использование ремней безопасности
  • Характер торможения
  • Характер рулевого управления (угол поворота рулевого колеса и т.д.)
  • Уровень и расход топлива
  • Обороты двигателя и его состояние
  • Случаи срабатывания подушек безопасности
  • Положение сиденья водителя и события регулировки
  • Предпочитаемые музыка и радиостанции
  • Использование аудио, телефона и информационно-развлекательной системы
  • Данные о температуре наружного воздуха
  • Пробег автомобиля и пройденные маршруты
  • Данные систем безопасности (например, антиблокировочная система тормозов, противобуксовочная система)
  • Использование фар и сигналов поворота
  • Давление в шинах
  • Состояние аккумулятора
  • Температура трансмиссии
  • Состояния дверей: открыты/закрыты
  • Использование дворников и стеклоочистителя
  • Настройки системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
  • Техническое обслуживание и коды ошибок

Это не исчерпывающий список; в каждом отдельном случае перечень и характер собираемых данных зависят от марки, модели и года выпуска автомобиля, а также от того, как он оборудован и какими функциями обладает.

Производители автомобилей утверждают, что такие данные (в обезличенном виде, разумеется) используются для улучшения конструкции и безопасности, оптимизации расхода топлива и обеспечения удобства для водителя. Уровнем выше — выявление тенденций в трафике, повышение безопасности транспортной инфраструктуры и управление техническим обслуживанием автомобиля. Кроме того, собранные данные могут быть использованы при расследовании уголовных или гражданских дел.

Но и этот список — не исчерпывающий...






 
Часть 2.

При наличии достаточного количества данных, собранных автомобилем, можно составить профиль водителя, который даст представление о его привычках, — например, о том, как часто он водит машину, куда и когда он обычно ездит. Далее, по модели поведения возможно идентифицировать отдельных водителей и их группы. Например, частые превышения скорости, внезапные остановки или агрессивные маневры могут свидетельствовать о наличии у водителя склонности к рискованному или агрессивному поведению. Итоговая оценка профиля риска, в свою очередь, скажется на страховых ставках, перспективах трудоустройства или получении лицензий на осуществление той или иной деятельности (включая стрельбу и вождение, помимо прочего). В частности, страховые компании используют такую информацию для установления размера страховых взносов или соответствующей корректировки договоров: чем выше вероятность страхового случая для конкретного лица, тем менее выгодными будут предложенные условия.

На основе одних лишь данных о вождении можно с высокой степенью достоверности определить возраст, пол и стаж водителя; вопрос о возможности достоверно установить другие личные качества требует дальнейших исследований. Тем не менее, эти данные на практике могут быть использованы и для этих целей, приводя к дискриминации при ценообразовании или отказам в страховом покрытии определенным группам — например, людям с более низким доходом или определенными демографическими характеристиками. Подобным образом вебсайт перевозчика повышает цену билетов для «богатого» посетителя на основе «цифрового следа» браузера. Что? Кто сказал «социальный скоринг»?

P.S. Не забывайте, что производитель автомобиля всегда может объединить данные о вождении с любыми данными из информационно-развлекательной системы вашего автомобиля и вашего смартфона (или аналогичных устройств), если они когда-либо синхронизировались. Да, это касается всех идентификаторов ваших устройств, а также ваших контактов, адресов, электронной почты и фотографий.

P.P.S. И, разумеется, производитель вправе предоставлять доступ к этой информации третьим лицам. Добросовестно и в благих целях, разумеется. Но «оглашать весь список» таких лиц нельзя — коммерческая тайна, вы же понимаете.





 
Назад
Сверху Снизу