Новости Что нужно знать о новом российском бюджете

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
7.651
Репутация
7.534
Реакции
21.178
USD
0
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
1759323032232.png

В бюджете на ближайшую трехлетку власти впервые за долгое время не стали существенно увеличивать расходы, а наряду с наращиванием долга прибегли к фискальным мерам. На слишком изменилась и структура расходов — в лидерах по-прежнему «силовые» статьи и социальная сфера. Приоритетом на ближайшие годы станет увеличение доли ненефтегазовых доходов на фоне конъюнктурных рисков на сырьевом рынке

Каким будет дефицит​

В понедельник, 29 сентября, правительство в Госдуму проект бюджета на 2026–2028 годы. Накануне внесения пакета бюджетных законопроектов в правительство Минфин отмечал, что приоритеты бюджета на ближайшую трехлетку — выполнение социальных обязательств перед гражданами, обеспечение потребностей обороны и безопасности страны, социальная поддержка семей участников «спецоперации»* и достижение до 2030 года.

В прошлом году в бюджетном законопроекте прогнозировалось, что в 2026–2027 годах дефицит бюджета будет в районе 1% ВВП. Теперь в бюджет на 2026 год заложены доходы в 40,283 трлн рублей, расходы — в 44,069 трлн рублей (плюс 4,2% к 2025 году с учетом бюджетных поправок). Таким образом, дефицит составит около 3,8 трлн рублей, или 1,6% ВВП. В 2027 году цифра сократится до 3,185 трлн рублей (1,2% от ВВП), в 2028-м — достигнет 3,513 трлн рублей (1,27% от ВВП). Глава Минфина Антон Силуанов , что общий объем расходов федерального бюджета в следующем году должен сохраниться на уровне, сопоставимом с 2025-м. Дефицит бюджета свыше 3 трлн рублей при ВВП в районе 250 трлн рублей находится в пределах нормы, особенно для страны в сложной геополитической ситуации, отметил главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах.

Одновременно с внесением нового бюджета на трехлетку правительство внесло в Думу поправки к действующему бюджету на 2025 год. Дефицит, который год назад планировался на сумму 1,17 трлн рублей (0,5% от ВВП), а летом скорректированный до 3,79 трлн, теперь ожидается еще выше — 5,7 трлн рублей (по итогам восьми месяцев он составил 4,193 трлн). Рост показателя в законопроекте объясняется «недобором» ненефтегазовых доходов. Теперь они прогнозируются в районе 27,9 трлн рублей, почти на 2,3 трлн меньше, чем закладывали этим летом при поправках в бюджет. Такая коррекция связана со снижением динамики налоговых поступлений — прежде всего, НДС и налога на прибыль компаний.

Закрыть дефицит предполагается, прежде всего, наращиванием заимствований — они вырастут против прогнозов на 2,2 трлн рублей, до 5,6 трлн рублей. Тем не менее Силуанов подчеркнул, что «неконтролируемое наращивание госдолга» приведет к разгону инфляции и повышению ключевой ставки. Поэтому на ближайшую трехлетку балансировать бюджет было решено с помощью налогов — увеличения ставки НДС с 20 до 22% (по Минфина, оно даст бюджету 4,4 трлн рублей дополнительных доходов), снижения порога выручки бизнеса на «упрощенке», обязанного платить НДС, с 60 млн до 10 млн рублей и ряда других налоговых мер.

В то же время основным способом покрытия дефицита останутся внутренние заимствования — чтобы сократить риски, связанные с обслуживанием и рефинансированием госдолга, в основном планируется привлекать средне- и долгосрочные облигации с постоянным доходом, а чтобы избежать давления на рынок, предложение долговых инструментов инвесторам планируется осуществлять «равномерно». Расходы на обслуживание госдолга должны в 2026 году составить 3,9 трлн рублей (8,8% от всех расходов бюджета) — это крупная статья расходов бюджета, сопоставимая, например, с расходами на образование и здравоохранение в сумме, или на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

На что будут тратить​

Как и в прошлом бюджетном проекте, основные затраты бюджета пойдут на «силовые» разделы — национальную оборону (12,605 трлн рублей в 2026 году) и «национальную безопасность и правоохранительную деятельность» (4,065 трлн). Таким образом, суммарно на эти разделы будет направлено около 37,8% от всех бюджетных трат. По сравнению с закладывавшимся в бюджет на 2025 год в прошлом году показателем это направление расходов мало изменилось (16,95 трлн, 40,88% ВВП).

Силуанов , что расходы на оборону и безопасность были базово заложены в рамках предыдущего трехлетнего бюджета. Министр подчеркнул, что оборонные расходы включают и другие разделы, связанные в целом с обеспечением безопасности страны и граждан. К примеру, речь о защите критически важной инфраструктуры, развитии систем борьбы с дронами, кибербезопасности и т.д.

На втором месте по тратам — расходы на социальную политику. В 2026 году они вырастут с 6,5 трлн рублей (15,7% от общих расходов бюджета) до 7,14 трлн рублей (16,2%). На третьем месте по объему расходов находится «Национальная экономика» (4,785 трлн рублей на 2026 год, или 10,85%) — здесь траты по сравнению с 2025 годом вырастут почти на 10%.

Небольшой — примерно по 4% — остается доля расходов на образование (вырастут с 1,58 трлн рублей до 1,74 трлн) и здравоохранение (останутся примерно на прошлогоднем уровне в 1,8 трлн).

Расходная часть бюджета практически не изменилась, чего не было уже достаточно давно — общий уровень расходов вырастет лишь на 4%, то есть с учетом прогнозируемой инфляции на 2026 год (4%) останется почти неизменным, экономисты Райффайзенбанка. В структуре расходов значимых изменений также нет: в частности, доля расходов на оборону остается на уровне 15%. В то же время небольшое перераспределение между статьями все же произошло: например, в 2026 году по сравнению с первоначальным планом сокращены расходы на общегосударственные вопросы, охрану окружающей среды, образование, а план по расходам на нацбезопасность, экономику, ЖКХ и обслуживание госдолга повышен.

1759323442860.png

В 2026 году номинальная динамика расходов ниже инфляции, что означает снижение расходов в реальном выражении, в 2027-м прирост расходов с учетом инфляции будет нулевым и выйдет на небольшой рост (+3%) только в 2028 году, указывает научный сотрудник ИНП РАН Ксения Савчишина. «Мы имеем ситуацию, когда экономические власти столкнулись с необходимостью эшелонирования расходов по приоритетности в условиях ограниченных доходов и растущих процентных расходов», — констатирует она.

Называть проект бюджетом, способствующим развитию, сложно, признает директор по инвестициям «Астра УА» Дмитрий Полевой. Тем не менее это «бюджет текущей «реальности» с финансированием наиболее важных приоритетов и оптимизацией всех остальных расходов», говорит он.

Доходная дисциплина​

В ближайшую трехлетку Минфин собирается придерживаться бюджетного правила, обеспечивая тем самым структурную сбалансированность бюджета (когда первичные расходы с поправкой на сальдо кредитов соответствуют базовым нефтегазовым и ненефтегазовым доходам). Бюджетное правило предполагает, что доходы равны расходам без учета процентов по заимствованиям, при этом используется базовая цена нефти (отсечения). Если стоимость экспортной нефти оказывается выше этой отметки, то дополнительные доходы идут в Фонд национального благосостояния (ФНБ), если меньше — деньги из ФНБ идут на покрытие бюджетного дефицита. В 2026 году предполагается, что 38,5 млрд рублей из ФНБ будет задействовано в финансировании дефицита, а в 2027–2028 годах фонд будет наполняться за счет дополнительных нефтегазовых доходов (к концу трехлетки он должен превысить 15 трлн рублей по сравнению с 13,08 трлн августа). При этом цена отсечения будет постепенно снижаться по $1 в год с нынешних $60 за баррель к $55 в 2030-м. Такая коррекция, как отмечается в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики», — реакция на растущие конъюнктурные риски на нефтегазовом рынке, связанные с торговыми войнами.

С рисками конъюнктуры связана и общая линия последних лет на снижение в общей структуре доходов поступлений, связанных с нефтегазовым экспортом. Объемы ненефтегазовых поступлений в бюджет за 2026–2028 годы должны вырасти почти на 30% по сравнению с 2025-м в номинальном выражении, до 36,164 трлн рублей (все это время эти доходы будут держаться выше 13% ВВП, в то время как нефтегазовые доходы за тот же период будут ниже 4% ВВП).

1759323541998.png

Принятый в прошлом году бюджет на 2025–2027 годы исходил из оптимистичных ожиданий по ценам нефти, сказал директор Центра экономической экспертизы ИГМУ ВШЭ Марсель Салихов. К примеру, ожидалось, что в 2025 году средняя цена на российскую нефть составит $69,7 за баррель. Но фактическая цена, которая складывается в этом году, — $60, то есть на 14% ниже. Курс доллара также в этом году складывается на 5–6% сильнее, добавил он. Новый бюджет сохраняет высокий уровень расходов, компенсировать выпадающие нефтегазовые доходы будет усиление фискальной нагрузки, добавил Салихов.

Именно попытками сделать бюджет более устойчивым к конъюнктурным колебаниям Минфин в «Основных направлениях...» объясняет необходимость повышения НДС. Министерство надеется, что мера позволит повысить долю устойчивых источников (ненефтегазовых доходов) до 80% (пока, например, в 2026 году показатель составляет 77,8%).

Бюджет и инфляция​

В «Основных направлениях...» Минфина отмечается, что в условиях жесткой денежно-кредитной политики, направленной на возвращение инфляции к целевому уровню 4%, а также с учетом опыта 2019 года, когда после повышения НДС инфляция опустилась к концу года до 3%, «инфляционные последствия для граждан будут носить ограниченный характер». К тому же, учитывая, что для всех социально значимых товаров ставка НДС сохранится на уровне 10%, малоимущие в большей степени защищены от инфляционных последствий. Банк России, комментируя предстоящие изменения, отметил, что финансирование допрасходов за счет налогов с сохранением цели по возвращению к нулевому структурному первичному дефициту в 2026 году в целом нейтрально для динамики инфляции в ее устойчивой части. Эксперты, опрошенные Forbes, прогнозировали увеличение годовой инфляции примерно на 1 п.п. и то, что проинфляционный эффект продлится около двух кварталов. По словам научного руководителя Департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета Любови Гончаренко, по большому счету рост НДС сдерживает спрос, то есть в будущем может замедлить инфляцию. На 2026–2028 годы власти ожидают, что темпы роста цен закрепятся на целевых 4%.

«I квартал или даже полгода это инфляционный бюджет, в оставшийся период — дезинфляционный», — считает Антон Табах. Для перспектив смягчения денежно-кредитной политики новый бюджет выглядит достаточно позитивно, добавили экономисты Райффайзенбанка. Как отметил Дмитрий Полевой, дезинфляционным бюджет можно назвать при условии, если Минфин будет придерживаться основных параметров по расходам и бюджетного правила.

 
Мечта моего друга,добраться к бюджету:)
 
Назад
Сверху Снизу