С 2015 года налоговые органы стали активно внедрять в свою работу автоматизированные системы контроля за деятельностью налогоплательщиков.
Первыми такими системами стали АИС Налог-3, а также АСК НДС-2. Если до 2015 года, чтобы выявить технические компании, разрывы НДС и иные схемы занижения налоговой нагрузки, налоговым органам приходилось анализировать огромные объемы информации вручную, то теперь системы сами показывают, где искать нарушения, и налоговому инспектору остается лишь детально посмотреть подготовленный системой отчет, сформировать позицию и доказательную базу и далее выставить налогоплательщику требование.
О том, какая информация о каждом субъекте бизнеса есть в распоряжении налоговых и что из этого может использовать налогоплательщик в своих целях, рассказывают эксперты.
Таким образом, по сути, детальная ручная проверка налоговыми органами проводится очень точечно, только по тем налогоплательщикам, которых выявила система и которые не исправились добровольно. Это весьма небольшая доля бизнеса, на которую у налоговых органов хватает ресурса для проведения выездных проверок.
Так, за 9 месяцев 2024 года налоговыми органами проведено 3212 выездных налоговых проверок, из них только 59 завершились без доначислений, что составляет 1,8%. За аналогичный период 2023 года было проведено 3633 выездные проверки, из них 93 без доначислений, то есть 2,6%.
Средние доначисления по выездным налоговым проверкам также увеличились приблизительно на 2%: 63 млн рублей среднее доначисление по РФ за период 9 месяцев 2024 года против 62 млн рублей за аналогичный период 2023 года.
Таким образом, исходя из статистики поступлений в бюджет, можно сделать вывод, что политика налоговых органов направлена в первую очередь на допроверочную работу с налогоплательщиками, а выездные проверки остаются в качестве финальной санкции за нарушения, которые налогоплательщики не хотят исправлять добровольно.
В 2020 году АСК НДС-2 был заменен на ПП «Контроль НДС». ПП «Контроль НДС» был усовершенствован и дополнен аналитическим модулем, который автоматически ищет выгодоприобретателя разрыва, но общая суть программы осталась прежней. Также система в рамках проведенного анализа формирует Федеральный реестр выгодоприобретателей (ФРПВ). Компании, включенные в ФРПВ, подлежат более пристальному контролю.
В данную систему в качестве одного из модулей входит ПП «Контроль НДС». Также АИС Налог-3 анализирует все имеющиеся у налоговых органов данные, начиная от числовых показателей выручки, общей налоговой нагрузки, численности сотрудников и так далее, заканчивая данными об учредителях, данными о банкротстве, отслеживании товаров и так далее.
Получить информацию в онлайн режиме из банка АБД не дает возможности. Также в АИС Налог-3 включены другие подсистемы, например АСК УСН и АСК Профналог. АСК УСН анализирует соответствия между суммами поступлений на расчетные счета и доходами, отраженными в декларации по УСН, чтобы найти расхождения и, как следствие, занижение налоговой базы. АСК Профналог отслеживает признаки трудовых отношений между самозанятыми и юрлицами и ИП.
Основная задача АИС Налог-3 — разделить компании на реальные и технические путем присвоения каждому налогоплательщику степени риска в баллах. Для оценки система использует критерии, установленные Методическими рекомендациями из письма ФНС от 29 октября 2019 года № ЕД-5-2/3755дсп@. Однако, как и в случае с АСК НДС-2, проведенного системой анализа недостаточно для того, чтобы налогоплательщику было предъявлено нарушение налогового законодательства и были доначислены недоимки, штрафы и пени.
Налоговый инспектор на основании проведенного системой анализа должен провести собственный анализ и лишь затем вменить налогоплательщику нарушения налогового законодательства.
Кроме того, в ближайшее время планируется ввести новый функционал: на основании анализа, проведенного системой, налогоплательщику в его личном кабинете будут отражены все выявленные риски, а также рекомендации по их устранению, исходя из ожиданий налоговых органов.
Например, налогоплательщику будет рекомендовано либо сразу подать уточненную налоговую декларацию, либо дождаться требования от налогового органа. Также система будет отслеживать статус рассмотрения поданной уточненной декларации или пояснений на требование и показывать, остались ли у налогового органа вопросы к налогоплательщику.
Сервис «Как меня видит налоговая» отражает показатели, которыми руководствуются налоговые органы при назначении проверки. Сервис берет данные из деклараций и прочей предоставленной налогоплательщиком информации, анализирует ее и выдает оценку рисков, на основании которой налогоплательщик может прогнозировать, будет ли к нему более пристальное внимание со стороны налоговых органов или нет.
Кроме того, сервис позволяет проверить по аналогичным критериям действующих и потенциальных контрагентов и принять решение о дальнейшей работе с ними. Для этого нужно отправить запрос контрагенту, на который контрагент либо предоставит доступ, либо откажет в предоставлении информации.
Чтобы не попасть под неожиданные проверки и санкции со стороны налоговых органов, стоит регулярно оценивать свой кредитный отчет и по возможности стараться избегать рискованных сделок и попадания под ключевые критерии недобросовестного налогоплательщика.
Если же так случилось, что компании был присвоен высокий степень риска, то в первую очередь стоит самостоятельно или с привлечением внешних консультантов провести внутренний аудит деятельности и выявить уязвимые места, под которые собрать максимально прочную доказательную базу. Тогда запрос или визит налогового инспектора уже не застанет врасплох и шансы «отбиться» от доначислений существенно повысятся.
Первыми такими системами стали АИС Налог-3, а также АСК НДС-2. Если до 2015 года, чтобы выявить технические компании, разрывы НДС и иные схемы занижения налоговой нагрузки, налоговым органам приходилось анализировать огромные объемы информации вручную, то теперь системы сами показывают, где искать нарушения, и налоговому инспектору остается лишь детально посмотреть подготовленный системой отчет, сформировать позицию и доказательную базу и далее выставить налогоплательщику требование.
О том, какая информация о каждом субъекте бизнеса есть в распоряжении налоговых и что из этого может использовать налогоплательщик в своих целях, рассказывают эксперты.
Статистика проверок
Чем сильнее автоматизируется система проверки налогоплательщиков, тем меньше налоговым органам требуется проводить налоговых проверок, ведь, проведя предпроверочный анализ, налоговый инспектор уже знает все нарушения, допущенные компанией, и выездная налоговая проверка нужна лишь для сбора доказательств по выявленным системой нарушениям.Зачастую налоговые органы, чтобы снизить административные затраты на подготовку своей позиции, основываясь только на анализе системы, предлагают налогоплательщику самому исправить нарушения, подав уточненные декларации.
Таким образом, по сути, детальная ручная проверка налоговыми органами проводится очень точечно, только по тем налогоплательщикам, которых выявила система и которые не исправились добровольно. Это весьма небольшая доля бизнеса, на которую у налоговых органов хватает ресурса для проведения выездных проверок.
Так, за 9 месяцев 2024 года налоговыми органами проведено 3212 выездных налоговых проверок, из них только 59 завершились без доначислений, что составляет 1,8%. За аналогичный период 2023 года было проведено 3633 выездные проверки, из них 93 без доначислений, то есть 2,6%.
Средние доначисления по выездным налоговым проверкам также увеличились приблизительно на 2%: 63 млн рублей среднее доначисление по РФ за период 9 месяцев 2024 года против 62 млн рублей за аналогичный период 2023 года.
Еще одним важным показателем, который позволяет оценить эффективность работы автоматизированных систем, является сумма «добровольных» поступлений в бюджет на основании допроверочной работы налоговых органов с налогоплательщиками. По данным ФНС, за 9 месяцев 2024 года «добровольные» поступления в бюджет в результате проводимой работы с налогоплательщиками составили 71 млрд рублей, что на 45% выше аналогичного показателя за 2023 год.
Таким образом, исходя из статистики поступлений в бюджет, можно сделать вывод, что политика налоговых органов направлена в первую очередь на допроверочную работу с налогоплательщиками, а выездные проверки остаются в качестве финальной санкции за нарушения, которые налогоплательщики не хотят исправлять добровольно.
АСК НДС-2
АСК НДС-2, по своей сути, является поисковой системой, которая анализирует все этапы уплаты НДС, начиная от момента его первого возникновения, заканчивая финальной сделкой по продаже физическому лицу, и ищет, в какой момент появился разрыв. Данная система используется налоговыми органами до сих пор, но она предоставляет налоговому инспектору лишь информацию, в каком месте возник разрыв, далее налоговый орган должен уже в ручном режиме найти выгодоприобретателя «потерянного» НДС и провести с ними соответствующую работу по исправлению.В 2020 году АСК НДС-2 был заменен на ПП «Контроль НДС». ПП «Контроль НДС» был усовершенствован и дополнен аналитическим модулем, который автоматически ищет выгодоприобретателя разрыва, но общая суть программы осталась прежней. Также система в рамках проведенного анализа формирует Федеральный реестр выгодоприобретателей (ФРПВ). Компании, включенные в ФРПВ, подлежат более пристальному контролю.
АИС Налог-3
АИС Налог-3 уже не поисковая система, а база данных, которая аккумулирует информацию о налогоплательщике, а затем анализирует и выявляет степень риска его деятельности.В данную систему в качестве одного из модулей входит ПП «Контроль НДС». Также АИС Налог-3 анализирует все имеющиеся у налоговых органов данные, начиная от числовых показателей выручки, общей налоговой нагрузки, численности сотрудников и так далее, заканчивая данными об учредителях, данными о банкротстве, отслеживании товаров и так далее.
Одной из подсистем АИС Налог-3 является Анализ банковских документов (АБД). АБД содержит в себе информацию обо всех счетах налогоплательщика, а также все банковские выписки, которые по данному налогоплательщику уже были запрошены у банков.
Получить информацию в онлайн режиме из банка АБД не дает возможности. Также в АИС Налог-3 включены другие подсистемы, например АСК УСН и АСК Профналог. АСК УСН анализирует соответствия между суммами поступлений на расчетные счета и доходами, отраженными в декларации по УСН, чтобы найти расхождения и, как следствие, занижение налоговой базы. АСК Профналог отслеживает признаки трудовых отношений между самозанятыми и юрлицами и ИП.
Основная задача АИС Налог-3 — разделить компании на реальные и технические путем присвоения каждому налогоплательщику степени риска в баллах. Для оценки система использует критерии, установленные Методическими рекомендациями из письма ФНС от 29 октября 2019 года № ЕД-5-2/3755дсп@. Однако, как и в случае с АСК НДС-2, проведенного системой анализа недостаточно для того, чтобы налогоплательщику было предъявлено нарушение налогового законодательства и были доначислены недоимки, штрафы и пени.
Налоговый инспектор на основании проведенного системой анализа должен провести собственный анализ и лишь затем вменить налогоплательщику нарушения налогового законодательства.
ИАС КБ
ИАС КБ — это усовершенствованная система АИС Налог-3, начавшая работать летом 2024 года. Основными отличиями ИАС КБ от АИС Налог-3 является возможность работы системы не только с внутренними данными, имеющимися в распоряжении налоговых органов, но и загрузка и анализ данных из внешних источников, таких как таможенная служба, системы госзакупок, а также сведения из систем «Маркировка», ДМДК, которая контролирует оборот драгметаллов и драгкамней, «Меркурий», ЕГАИС и пр.Кроме того, в ближайшее время планируется ввести новый функционал: на основании анализа, проведенного системой, налогоплательщику в его личном кабинете будут отражены все выявленные риски, а также рекомендации по их устранению, исходя из ожиданий налоговых органов.
Например, налогоплательщику будет рекомендовано либо сразу подать уточненную налоговую декларацию, либо дождаться требования от налогового органа. Также система будет отслеживать статус рассмотрения поданной уточненной декларации или пояснений на требование и показывать, остались ли у налогового органа вопросы к налогоплательщику.
Как меня видит налоговая
В 2022 году в личном кабинете налогоплательщика стал доступен сервис «Как меня видит налоговая». Данный сервис существенно отличается от «Прозрачного бизнеса». По своей сути он является урезанным отчетом, сформированным ИАС КБ, доступным налогоплательщику для проверки своей компании и компаний-контрагентов.Сервис «Как меня видит налоговая» отражает показатели, которыми руководствуются налоговые органы при назначении проверки. Сервис берет данные из деклараций и прочей предоставленной налогоплательщиком информации, анализирует ее и выдает оценку рисков, на основании которой налогоплательщик может прогнозировать, будет ли к нему более пристальное внимание со стороны налоговых органов или нет.
Кроме того, сервис позволяет проверить по аналогичным критериям действующих и потенциальных контрагентов и принять решение о дальнейшей работе с ними. Для этого нужно отправить запрос контрагенту, на который контрагент либо предоставит доступ, либо откажет в предоставлении информации.
Рекомендации
Конечно, самая простая рекомендация — это не нарушать налоговое законодательство и точно соблюдать все нормы права. К сожалению, в реальном бизнесе зачастую ей просто невозможно следовать неукоснительно. Реальный бизнес нацелен в первую очередь на получение прибыли, а не формирование финансовых показателей, которые соответствуют требованиям налоговых органов, поэтому налогоплательщики не всегда могут выбрать абсолютно проверенного контрагента, не всегда могут показать нужный размер рентабельности или не позволить расходам вырасти быстрее доходов.Кроме того, всегда есть человеческий фактор, когда бухгалтер, генеральный или финансовый директор могут допустить ошибку или пропустить сроки. Все эти «негативные факты» тут же попадут в поле зрения налоговых органов и повлияют на оценку уровня риска налогоплательщика.
Чтобы не попасть под неожиданные проверки и санкции со стороны налоговых органов, стоит регулярно оценивать свой кредитный отчет и по возможности стараться избегать рискованных сделок и попадания под ключевые критерии недобросовестного налогоплательщика.
Если же так случилось, что компании был присвоен высокий степень риска, то в первую очередь стоит самостоятельно или с привлечением внешних консультантов провести внутренний аудит деятельности и выявить уязвимые места, под которые собрать максимально прочную доказательную базу. Тогда запрос или визит налогового инспектора уже не застанет врасплох и шансы «отбиться» от доначислений существенно повысятся.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация